Где мой черный пистолет



Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, предоставляющий россиянам право на ношение короткоствольного огнестрельного оружия с пулевыми патронами с целью самообороны.

Согласно документу граждане, достигшие 23-летнего возраста, прошедшие службу в Вооруженных силах или специальную стрелковую подготовку по обращению с оружием, смогут приобретать отечественный нарезной пистолет или револьвер с дульной энергией не более 300 Дж. Лицензия на оружие будет выдаваться органом внутренних дел. Право на него, считает первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин, должен иметь психически здоровый человек, не состоящий на учете в наркологическом диспансере, без непогашенной судимости, имеющий условия для хранения оружия. Кроме того, желающий приобрести короткоствольное оружие должен пройти обязательный курс обучения по обращению с ним.

Александр Торшин считает, что легализация оборота гражданского короткоствольного оружия прибавит к ВВП России до одного триллиона рублей только за пять лет. Кстати, некоторые противники "всеобщего вооружения народа" утверждают, что этот вопрос возбуждает именно "оружейное лобби".

По мнению экспертов, в России ежегодно увеличивается количество владельцев оружия, и число выданных лицензий на оружие с 2000 года до настоящего времени выросло почти в два раза. В докладе, подготовленном экспертами под руководством Торшина, отмечено, что сотрудников правоохранительных органов у нас ежегодно убивают почти в два раза больше, чем полицейских в США. По мнению авторов доклада, это "наглядно характеризует необходимость пересмотра существующих подходов в области поддержания безопасности и правопорядка".

Эксперты также отмечают, что "ни психологические особенности российского народа, ни отсутствие оружейной культуры, ни мнимые сложности процесса обучения не являются препятствием для возврата права на короткоствольное нарезное огнестрельное оружие".

"Превентивным потенциалом обладает как фактическое применение оружия – его демонстрация и совершение предупредительных выстрелов, так и осознание потенциальным преступником "факта возможного наличия оружия у выбранной жертвы".

На самом деле с вооруженностью наших сограждан все в порядке. По данным МВД, на руках граждан имеется свыше пяти миллионов единиц зарегистрированного огнестрельного оружия. Кроме того, продано около двух миллионов травматических пистолетов и револьверов.

И, как утверждают эксперты, почти столько же – незарегистрированного оружия. Российская полиция разыскивает свыше 220 тысяч стволов, из которых 70 тысяч – нарезных. Картотека утраченного или похищенного оружия ведется с 1947 года. С тех пор было найдено свыше 160 тысяч единиц.

Россия находится на девятом месте в мире по количеству вооруженного народа: у нас каждый десятый владеет "пушкой". Для сравнения: в США из каждых ста жителей владеет оружием 90 человек. На руках – 150 миллионов самых разных стреляющих единиц. В Германии на каждую 1000 человек владеют оружием 120, в Финляндии – 400. В Японии вооруженность населения меньше одной сотой процента, а в Швейцарии – буквально поголовное: там каждый военнообязанный хранит дома табельный автомат.

Несколько лет назад в России было принято компромиссное решение: продажу пистолетов и револьверов разрешили, но травматических, то есть стрельба из которых не должна приводить к смертельным исходам. Однако число убитых из "нелетального" оружия уже исчисляется десятками. А случаи его применения – сотнями. Стреляют друг в друга водители, не поделившие дорогу, посетители ночных клубов, налетчики и "просто" хулиганы. Что же будет, восклицают противники легализации "короткостволов", если разрешить настоящие пистолеты?

А будет все хорошо, утверждают сторонники оружия. Ведь практически нет фактов, когда в России совершались преступления с применением зарегистрированного гладкоствольного и нарезного охотничьего оружия. Почему же они должны появиться с разрешением пистолетов? А травматика не в счет, люди действительно не считают его боевым оружием. Думают, что выстрел из него – то же самое, что удар кулаком. Ведь и рукой можно покалечить и даже убить.

В США процедура покупки любого оружия может продлиться – в зависимости от штата – от 15 минут до месяца. Магазин делает запрос в полицию о личности покупателя и по результату продают или не продают ствол. Как правило, положительное решение принимается в 95 процентах случаев.

В Европе, чтобы приобрести гражданское или охотничье оружие, надо выполнить примерно схожие упражнения – пройти обучение, иметь положительные характеристики, получить разрешение в полиции. Разница – в сроках и конкретных требованиях. Например, в Германии запрещены к продаже не пистолеты, а помповые ружья – их полиция называет "классическим оружием преступников". Открытое ношение любого оружия, в том числе пневматического, холодного или электрошокеров, запрещено. Во Франции запрещена продажа любого автоматического оружия. В Великобритании на пистолет нужна отдельная лицензия, на длинноствольное оружие – уже другая лицензия. В Японии дадут разрешение на приобретение только после годичного курса обучения. Учить будут стрельбе и знанию законов. Купить позволят только гладкоствольное ружье либо однозарядную винтовку. О пистолетах речь вообще не идет. И проверять владельца станут каждые три месяца.

Мнение

В то же время председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин убежден, что разрешение на пистолеты не приведет к снижению преступности.

– Многие сторонники свободного оборота оружия любят ссылаться на зарубежный опыт, дескать, продажа оружия любого калибра в магазинах привела к снижению криминала, и люди чувствуют там себя уверенно, когда при себе носят "Магнум" или "Вальтер", – рассказал депутат "Российской газете". – Статистика не дает однозначного ответа на вопрос о влиянии свободного владения оружием на преступность. Число убийств и тяжких насильственных преступлений на душу населения в США выше, чем в Швейцарии и Германии, где оружие у граждан есть, и опять-таки выше, чем в других европейских странах, где оружия у граждан нет. В отличие от этих стран, утверждает Плигин, в России пока что подобных массовых убийств в кампусах и ресторанах не наблюдалось. И этого нельзя допустить. Потому, по мнению депутата, надо тщательно изучить эту тему и, только взвесив все "за" и "против", принять решение. И добавил: "Думаю, что доводы "против" будут весомее".

Михаил Фалалеев , Владимир Федосенко, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5840