Где на Руси сидеть хорошо?



Тюремное ведомство решило создать независимый рейтинг казенных домов, чтобы выяснить, где люди лучше сидят.

Граждане начальники лучших мест не столь отдаленных пойдут в гору – в карьерном смысле. А там, где процветают произвол, коррупция, беспорядки, руководители должны получать по шапке вместо наград.

К оценке казенных домов привлекут уполномоченных по правам человека в регионах, общественные наблюдательные комиссии и даже СМИ, поэтому именно его и назвали независимым.

Такая система должна прийти на смену привычным отчетам и показателям, рисовать которые научился любой мало-мальски уважающий себя чиновник, и не только в тюремном ведомства. А гражданское общество поможет выставить честные оценки.

Критерии просты: хорошо сидеть – значить сидеть по закону.

Как сообщил директор Федеральной службы исполнения наказаний Александр Реймер, в этом году начнет работу новая модель оценки эффективности деятельности территориальных органов тюремного ведомства. Она предполагает, что региональные подразделения тюремного ведомства будут выстроены по рейтингу, составленному в том числе с помощью гражданского общества. Газеты, правозащитники, просто люди, живущие по соседству с тюрьмой, порой знают правду не хуже гражданина начальника. Только им нет смысла ее скрывать.

По словам главы тюремного ведомства, идея общественной оценки деятельности территориальных органов ФСИН России и составления независимого рейтинга нашла поддержку у Уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина. Пока планируется оценивать не отдельные казенные дома, а целые тюремные края. Скажем, где больше порядка – в магаданских лагерях или красноярских зонах? Но руководителям региональных управлений тюремного ведомства ничто не мешает составлять и свои независимые рейтинги, которые бы сравнивали отдельные казенные дома. В конце концов, местный руководитель должен знать, какая тюрьма держится молодцом, а какую надо подтянуть. Вот бы, допустим, сравнить "Матросскую тишину" и "Бутырку", горячий получился бы рейтинг.

Внутренние рейтинги в тюремном ведомстве появились давно. Однако оценки выставлялись на основе показателей, предоставляемых самими территориальными органами, читай – местными гражданами начальниками. А это всегда подозрительно, кто же станет добровольно рассказывать про себя всю правду?

Поэтому новая оценка будет состоять из трех частей, и повлиять сразу на все никакой местный генерал не сможет. В первую треть войдут уже привычные показатели, в том числе и показатели, как в регионе выполняются планы реформы. Плюс свое заключение составит экспертный совет ФСИН России. Вторую треть баллов накинут или, наоборот, сбросят данные от МВД, прокуратуры и управления собственной безопасности тюремного ведомства. Третья часть рейтинга будет состоять из оценок гражданского общества. Как заявил Александр Реймер на недавней коллегии службы, он рад, что общественные наблюдательные комиссии не получились карманными. А Владимир Лукин заявил, что, по его мнению, для членов общественных наблюдательных комиссий следует проводить курсы повышения квалификации и мероприятия по обмену опытом.

– Места принудительного содержания длительное время являются предметом пристального внимания общественности, – говорит Владимир Лукин. – Организационно-гражданский контроль за ними оформился в виде общественных наблюдательных комиссий, которые создавались более десяти лет в условиях острой дискуссии между представителями общественных организаций и органами исполнительной власти.

Кстати, сейчас идет формирование нового состава наблюдательных комиссий в которые войдет больше профильных специалистов – педагогов, врачей, юристов и священников.

Владислав Куликов,"Российская газета" – Федеральный выпуск №5706 (33)