Где твой черный пистолет?



Серьезно ужесточена ответственность за незаконный оборот оружия и взрывчатых веществ. Новый федеральный закон, который публикуется в среду в “Российской газете”, внес несколько изменений в Уголовный кодекс РФ.

Теперь умелец, который решил своими руками в домашней или подпольной мастерской сделать что-то стреляющее или взрывающееся, купить из-под полы нелегальный ствол, патроны к нему, гранату или бомбу, хранить этот арсенал у себя или попытаться куда-то перевезти, тем более – применить это в криминальных целях, может сесть всерьез и надолго – от пяти до восьми лет. А если все это человек сотворил в составе организованной преступной группы, по сути – в банде, то может получить и все 12 лет лишения свободы. И еще – широкий диапазон штрафов, вплоть до полумиллиона рублей или многолетней заработной платы. В общем, как судья отмерит.

Строже будут наказывать и военнослужащих, по вине которых были украдены или приведены в негодность оружие, техника и боеприпасы. Если разгильдяйство или халатность носитель погон проявил, будучи в патруле, то может провести в дисциплинарной части – так называемом дисбате – до двух лет. Бывалые люди утверждают, что это заведение – страшнее любой тюрьмы. Если же военнослужащий нарушил каким-то образом устав внутренней службы, скажем, не заметил сломанного замка в двери ружейной комнаты, и рота лишилась десятка автоматов, то он может сесть на пять лет. Причем, в новом законе речь не идет о нарушениях или преступлениях, совершенных в карауле, – здесь будет разбираться особый военный суд, который многие по привычке именуют военным трибуналом.

Аналитики спецслужб и правоохранительных органов сразу обратили внимание, что все эти весьма жесткие меры направлены именно на владельцев, покупателей и изготовителей “черных” стволов. Раньше все внимание нашей Фемиды было направлено на тех, кто совершил с помощью нелегального оружия преступления. Конкретный убийца, террорист или разбойник получал все сразу и сполна. А уж потом начинали разбираться, где он добыл орудие преступления. Действительно, где? Ну, приобрел у какого-то, допустим, “черного копателя” ТТ или “Вальтер”, пару старых гранат или килограмм тола, выплавленного из найденных на местах былых сражений снарядов. Ведь, по прежней логике, сам владелец этого “антиквариата” никого убивать не собирался, так, увлекался военной историей. И получал за это в худшем случае три года общего режима. Возможно, еще лет двадцать назад логика в этом была. Регистрация даже официально купленных охотничьих двустволок началась только в 60-е годы. А еще тысячи и тысячи стволов лежали забытыми и полузабытыми в подвалах и на чердаках со времен Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. Не говоря о россыпях патронов, которыми играли во дворах мальчишки, и противотанковых минах, используемых порой в хозяйстве в виде подпорок – вспомните фильм “Трембита”. И что, всех этих людей  – сажать? Для большинства наших сограждан война и ее атрибутика стали повседневным, так сказать, бытом.

Но времена изменились. По оценкам экспертов, в наших лесах, полях и болотах еще лежат сотни тысяч единиц всякого оружия и боеприпасов. И если к нему приложить умелые руки, оно вполне еще может натворить немало бед.

Кстати, не случайно особое внимание в новом законе уделено этим самым оружейным умельцам. В МВД не раз сообщали о задержании кустарей-одиночек и целых “производственных бригад”, которые вооружали своими изделиями как любителей-коллекционеров, так и бандитов, профессиональных убийц. Что любопытно, в своем большинстве эти мастера, как правило, уже не берутся за восстановление пистолетов или автоматов 60-летнего возраста. Тем более – не заморачиваются изготовлением собственных моделей “с нуля”. Самый простой способ – приспособить травматический пистолет к стрельбе боевыми патронами. Ведь все это оружие “нелетального действия” – не что иное, как испорченное боевое. Не секрет, что на армейских складах скопились сотни тысяч невостребованных и устаревающих стволов. Уничтожать – жалко. А если их немножко подработать – вполне можно продать, как гражданское оружие. Причем особо ничего менять не надо – ствол да некоторые детали затвора. Даже в патроне просто становится меньше пороха и пуля меняется на резиновую. А вся технологическая линия остается прежней. Получается, изготовитель пистолетов продает свою продукцию дважды – сначала, допустим, как боевой пистолет Макарова, а затем, как травмат “Макарыч”.

Вот только далеко не всегда этот “травмат” оказывается нелетального действия. Нередко случается так, что пуля “Макарыча” оказывает не останавливающее действие, а проникающее. То есть пробивает кожу, кости и вполне может убить человека. Конструкторы, как ни старались, не сумели намного снизить скорость этой пули со сверхзвуковой. Опять же, хороший мастер при необходимых инструментах и материалах за несколько часов вернет “Макарыча” в его первоначальный облик – превратит его опять в старый-добрый ПМ. За что, если поймают, теперь и получит свои 12 лет “зоны”.

Впрочем, есть травматическое оружие, которое невозможно переделать и которое полностью отвечает требованиям оружия самообороны – бесствольный пистолет “Оса”. Во-первых, он вдвое легче и меньше “Макарыча” и почти втрое большинства импортных моделей – переделок разных там “Глоков”, “Беретт” и “Кольтов”. Во-вторых, он действительно останавливает человека с расстояния 1-2 метров, а не проламывает грудную клетку или череп. Да, человеку будет больно и он долгое время будет, мягко говоря, небоеспособен. Но – останется жив. И, в-третьих, “Оса” даже грохотом выстрела способна вызвать шок у нападающего и отпугнуть агрессивных бродячих собак или диких животных. Кстати, еще гуманнее использовать светошумовые патроны или пирожидкостные – в цель летит не пуля, а струя селективного экстракта жгучих сортов перца – капсаицина. В отличие от газового оружия, из этого пистолета можно стрелять и в закрытом помещении, и при встречном ветре без вреда для стрелка.

Но главное даже не это. Точные копии известного боевого оружия зачастую используют при разбоях или дорожных “разборках” – кто знает, свинцовые там пули или резиновые? Даже иные выходцы из южных республик любят пострелять на свадьбах именно из “почти настоящих” пистолетов. За что тоже попадают за решетку. А из “Осы” просто так стрелять вряд ли кто будет – кураж не тот. Возможно, поправки в Уголовный кодекс остудят любителей размахивать по любому поводу и без повода оружием, очень похожим на настоящее, которым зачастую пользуются не для действительно необходимой самообороны, а для устрашения или стремления произвести впечатление на окружающих. Подтверждение этому – печальная статистика дорожных конфликтов и кабацких драк.

Михаил Фалалеев, Российская газета