- 16.10.2018
Граждане начали взыскивать долги через нотариуса
Нотариат
Новая практика: у судебных приставов резко выросло число дел, когда граждане взыскивают долги по упрощенной процедуре. Через нотариуса.
Как сообщил “РГ” директор Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов, в этом году в ведомство поступило уже около 12 тысяч документов с исполнительной надписью нотариуса.
Тот, кто следит за юридическими новостями – а таких оказалось немало, – уже оценили новый порядок. Теперь взыскать долг по договору, удостоверенному нотариусом, гораздо легче. Соответствующий закон вступил в силу не так давно.
Если другая сторона не платит, достаточно прийти к нотариусу. Тот сделает так называемую исполнительную надпись, и с таким документом можно напрямую обращаться к судебным приставам. Они уже знают, что делать с должником в таких случаях.
Из обычной схемы исключается суд. Нет смысла затевать судебный процесс – дело хлопотное, дорогое и подчас небыстрое, – когда все и так ясно.
“Я думаю, что за этой процедурой будущее”, – заметил Дмитрий Аристов. Он отметил, что ведомство заключило соглашение с Федеральной нотариальной палатой о взаимодействии.
Планируется, что в перспективе нотариусы и приставы будут обмениваться электронными документами, что ускорит процесс. Согласно закону, для судебных приставов исполнительная надпись приравнивается к судебному решению. Это важная деталь: ведь приставы вправе перекрывать границу только для тех, кто должен по суду. Если же человек, допустим, оштрафован ГАИ и не заплатил, то ограничить выезд за рубеж такому должнику может только суд. Соответственно, когда речь идет о нарушении правил дорожного движения, пристав должен прийти в суд за санкцией включить красный свет на границе для должника.
Упрощенная процедура взыскания долга – через нотариуса – действует для нотариально оформленных договоров, а также для кредитных договоров. Зато по долгому пути, то есть через суд, придется идти тем, кто дал в долг под обычную расписку.
Как отметили в Федеральной нотариальной палате, в этом году более 90 процентов исполнительных надписей совершались на основании кредитного договора с банком. Когда закон только разрабатывался, многие эксперты предполагали, что он лишит коллекторов солидной прибавки. Ведь банкам станет невыгодно обращаться к ним: проще и дешевле направить документы через нотариуса судебным приставам.
Кроме того, по данным ФНП, в этом году в 3,5 раза чаще к нотариусам стали обращаться за совершением исполнительных надписей на основании нотариально удостоверенной сделки, устанавливающей денежные обязательства или обязательства по передаче имущества.
“Исполнительная надпись нотариуса продолжает набирать популярность, как инструмент решения долговых проблем, – рассказывают в Федеральной нотариальной палате. – Вслед за кредитными учреждениями преимущества такого метода взыскания долгов оценили и представители бизнеса, и обычные граждане”.
Всего же в прошлом году нотариусы совершили 5 тысяч исполнительных надписей, в этом году за девять месяцев уже 19,1 тысячи. То, что не все документы дошли до судебных приставов, эксперты объясняют просто: кто-то еще не успел. А в некоторых случаях идти к приставам и не потребовалось, так как нотариус обязан уведомить должника, и это действует как превентивная мера: люди часто расплачиваются, не дожидаясь, пока ими займутся приставы. Новую схему, кстати, можно применять не только при обычных долгах, когда кто-то кому-то занял деньги. Решать можно, скажем, и проблемы при сдаче жилья в аренду. Допустим, жилец съехал с квартиры, не заплатив за несколько месяцев. Если договор аренды жилья будет удостоверен у нотариуса, хозяин квартиры, узнав о побеге жильцов, сразу обратится к нотариусу за исполнительной надписью. После того без промедлений в дело вступят судебные приставы.
Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик подчеркивает, что “важно, чтобы права участников гражданского оборота защищались цивилизованным образом, при этом защита должна быть действенной”.
– Можно сказать, что исполнительная надпись – это очень эффективный способ разрешения проблем финансовых или имущественных отношений между гражданами, – сказал он.
Владислав Куликов, Российская газета