Гражданин наблюдатель



Все колонии перейдут под надзор правозащитников. Как сообщили корреспонденту "РГ", уже более чем в пятидесяти регионах страны сформированы наблюдательные комиссии за местами лишения свободы. А силовые ведомства утвердили инструкции, наделяющие гражданских контролеров особым статусом.

Согласно закону, под общественный контроль должны перейти все места лишения свободы, включая милицейские изоляторы временного содержания и спецприемники для административных арестованных. Но в первую очередь гражданский контроль придет в тюрьмы.

Федеральная служба исполнения наказаний и Общественная палата готовятся провести специальные курсы для правозащитников, ставших гражданскими контролерами в тюрьмах. Общественным инспекторам зачитают их права, а потом подготовят контролеров к нелегкой встрече с неволей. Среди отстающих регионов, не успевших создать свои инспекции из правозащитников, как ни странно, оказалась столица. Но и в ней уже формируется гражданский тюремный контроль. Под надзором правозащитников будут едва ли не самые знаменитые казенные дома страны: "Бутырка", "Матросская Тишина" и даже "Лефортово".

А силовые структуры в свою очередь подготовили нормативную базу, как проверять места не столь отдаленные гражданской инспекцией. В каждой колонии или СИЗО должны появиться специальные комнаты для индивидуальных бесед правозащитников с арестанатами. Чтобы охрана не стояла над душой, места встречи оборудуют тревожной кнопкой. Если арестант захочет написать с помощью правозащитников какое-то прошение, ему выдадут ручку и бумагу. Гражданским контролером разрешат фотографировать осужденных, снимать на видео или брать у них интервью, если, конечно, сами заключенные не против.

По инструкции, администрация колонии или изолятора не должна препятствовать визитам общественных наблюдательных комиссий. Но и правозащитники обязаны заранее предупредить о своих визитах. Право входить в тюрьму без спроса есть только у прокурора. В своем уведомлении члены наблюдательных комиссий укажут, сколько именно человек придет, кто эти люди. На территории за колючей проволокой правозащитников будут сопровождать тюремщики – для безопасности. Однако мешать общению правозащитников с заключенными администрация не вправе, и когда тем надо поговорить по душам, тюремщики должны постоять в сторонке, а то и вовсе выйти из помещения.

Правда, в правиле есть исключения. Если жизни правозащитников может что-то угрожать, их от общения с арестантами оградят. Допустим, заключенные подняли в колонии бунт. Или захватили заложников. Пока ситуация не успокоится, правозащитников скорее всего не пропустят. Зато, когда начнется "разбор полетов": почему это случилось, не перегнула ли администрация палку, – гражданских наблюдателей обязательно пригласят.

Интересно, что когда вокруг закона об общественном контроле за местами лишения свободы еще только шли дебаты, многие правозащитники настаивали на его скорейшем принятии. Однако после того, как закон был принят, ситуация развернулась на сто восемьдесят градусов. Теперь уже многие правозащитники охладели к идее, а минюст и Общественная палата старались ускорить формирование наблюдательных комиссий.

Например, в недавно созданную комиссию в Мордовии вошло всего пять человек. Между тем местное управление исполнения наказаний – одно из самых больших в стране. Это 20 учреждений, в основном колоний, – наследие знаменитого Дубравлага. В них в настоящий момент содержится более 13 тысяч осужденных, в том числе 150 человек, имеющих пожизненный срок. Почти половина заключенных отбывает уже второй срок, еще двадцать процентов – третий. Так что пять гражданских контролеров – это немного.

Кроме того, тюремное ведомство намерено развивать и опекунские советы при колониях для подростков. Например, как сообщила руководитель пресс-службы УФСИН по Ульяновской области Валентина Касьянова, у каждого заключенного в воспитательной колонии в Димитровграде появится опекун из местных чиновников – членов попечительского совета. Он будет следить за тем, как подросток учится, в чем он нуждается. В колонии содержится около двухсот молодых людей – от 14 до 18 лет. В качестве их опекунов предстоит выступить министрам регионального правительства, руководителям учреждений образования, культуры и спорта, главам всех сельских районов и крупных городов области, представителям епархии, бизнесменам.

Для повышения уровня преподавания все учителя средней школы при колонии пройдут переобучение. А в "литературной гостиной" колонии планируется провести передвижные выставки картин и книг из музеев и библиотек Ульяновска. Планируется, что здесь будут выступать писатели, живописцы, актеры. В клубе, где уже действует десять кружков, появятся новые: компьютерной графики, видеосъемки, спортивные секции. Все акции пройдут в рамках программы помощи Димитровградской воспитательной колонии, принятой попечительским советом и рассчитанной на 2009 год.

Владислав Куликов, "Российская газета" – Федеральный выпуск №4842 от 5 февраля 2009 г.