Сезон зацепинга открыт. 9 апреля в Подмосковье 14-летний подросток упал с крыши скоростного поезда, ребенок скончался на месте. В 2017 году только в ЦФО погибли 14 зацеперов, в том числе 9 детей, еще 45 человек получили травмы, среди них 35 подростков.
— Цифры вроде нестрашные, но за каждой — трагедия не только семьи погибшего зацепера, но и тех, кто вовремя не смог затормозить, не досмотрел, не обеспечил безопасность, — говорит зам. начальника полиции по охране общественного порядка УТ МВД России по ЦФО, полковник полиции Александр Тарушкин. — А в большинстве случаев эти люди и не могли ничего сделать.
Типичный зацепер — молодой человек 14-18 лет, проводящий много времени в соцсетях и жаждущий славы.
— Родители не понимают, в школе проблемы, и вот он лезет на крышу поезда, чтобы доказать, что он не пустое место, — дополняет портрет Тарушкин.
А по мнению лидера антизацеперского движения, мамы погибшего зацепера Яны Гетмановой, среди зацеперов много взрослых, лет по 40-50, и вполне состоявшихся людей.
— Для них это стиль жизни, жажда острых ощущений, нехватка адреналина, — рассказывает она. — Некоторые оправдываются тем, что им не хватает денег на проезд. Но главная группа риска — все же дети, которые легко втягиваются «на слабо». Они готовы на все, чтобы их приняли в компанию, и именно такие случаи чаще всего заканчиваются трагедией.
Об опасном влиянии на подростков соцсетей говорят все. В прошлом году Роскомнадзор заблокировал 138 интернет-ресурсов, пропагандирующих зацепинг.
Яна Гетманова вообще призывает удалить все видеоролики про зацепинг и руфинг (крышелазание) на YouTube и в Periscope.
— Зацепера ловят с поличным, и знаете, что ему грозит — штраф в 100 рублей. Разве это кого-нибудь остановит, — заметила председатель комиссии по безопасности Мосгордумы Инна Святенко. — Да у них оборудование стоит в разы больше. Но гораздо страшнее, когда полицейские звонят родителям пойманного зацепера, а в ответ слышат: «Ну и что, я тоже в молодости к трамваям цеплялся. Отпустите ребенка, штраф я оплачу». Но сегодня же поезда и скорости совсем другие!
В Мосгордуме рассматривается проект закона, который бы ужесточил наказание не только для самих зацеперов, но и для родителей. Однако пока предложение повысить штраф до 1500-2500 рублей не нашло поддержки.
— Я бы предпочла получить штраф в 300 тысяч рублей, чем хоронить своего ребенка, — отреагировала Яна Гетманова. — Для взрослых зацепинг — это способ заработать деньги, снимая видео и собирая лайки, а вот детей можно остановить. Родители должны насторожиться, если у ребенка появились прорезиненные хозяйственные перчатки и плохо отстирываемые пятна на одежде. Но первый сигнал — устойчивый запах железной дороги. Потом он попросит камеру GoPro, а в шкафу найдете «кошки» и магнитные присоски.
Наталья Лебедева, Российская газета