Как сократить частоту самоубийств в России?



alttext



В российском сегменте Интернета по инициативе Роспотребнадзора была заблокирована 6351 страница сайтов, провоцирующих людей на совершение самоубийств и подробно описывающих “правильные” способы разом покончить со всеми земными проблемами. На проведение необходимых экспертиз и принятие решений ведомство потратило 3 года. Есть ли у этой работы видимые результаты, скольким людям это сохранило жизнь?

Набрав в строке поиска “я не хочу больше жить”, потенциальный самоубийца найдет сотни сайтов с говорящими названиями вроде “Я буду спасен”, “Как дальше жить?”, “Победишь”, которые на разные лады пытаются отговорить от шага в бездну. “Я хочу умереть, но боюсь, моя мама не выдержит такого горя, – пишет 15-летняя девушка на одном из них. – Месяц назад умер мой двоюродный брат. Точнее покончил с собой. После его смерти я потеряла часть себя. Я вижу, как его вспоминают мои родные и плачут. И я задумываюсь, а что если я …?”. Или другая история 25-летней девушки: “Чувствую себя никем в этой жизни. Больше не хочу жить. Устала. Я постоянно боролась, верила, надеялась, что когда-нибудь все будет лучше… но лучше не становилось и уже никогда не будет…”. В ответ десятки комментариев от неравнодушных людей, объединенных одной мыслью – выход есть всегда. Комментаторы многие сами оказывались “у черты” и поэтому не боятся давать советы. Жаль только, что среди них мало тех, кто советует обратиться к психологу или психиатру.

Работа Роспотребнадзора заметна. Потратив час, я так и не смогла найти ресурсы, где были бы откровенные подстрекательства к суициду или подробные инструкции с рисунками и видео. Часто вместо сайта появлялась надпись: “Данный ресурс заблокирован по решению органов государственной власти Российской Федерации”. Не исключено, что в Сети существуют закрытые группы и сообщества, но просто так в них не попасть. Официальная статистика тоже свидетельствует о положительных изменениях. В 2014 году в России впервые показатель смертности от суицидов опустился ниже критического – 18,5 случая на 100 тысяч населения. Но по критериям Всемирной организации здравоохранения он все равно остается высоким.
Комментарий

Наталья Треушникова, вице-президент Союза охраны психического здоровья, врач-психиатр:

– Что двигало людьми, которые в Интернете подталкивали других к последней черте? Думаю, это могли быть члены сект, для которых суицид – часть проповедуемого культа. В некоторых молодежных субкультурах активно обсуждаются идеи самоубийства. Среди “провокаторов” встречаются и психически нездоровые люди. Но есть и те, которые просто получают от этого удовольствие.

Огромное количество людей совершают не истинный суицид, а демонстративный, то есть человек таким способом привлекает к себе внимание. Часто неосознанно. Если такой человек получит реальную помощь от специалиста, мысли о самоубийстве у него пройдут. Еще одна большая группа – люди, подверженные депрессии. Но депрессии тоже не всегда заканчиваются самоубийством. И снова важно, чтобы человек попал к специалисту. Третья группа – люди, страдающие тяжелыми психическими заболеваниями – это стезя исключительно психиатров. А на порталах и сайтах, как правило, общаются молодые люди. Человек, находящийся в сложной жизненной ситуации, попав на такой сайт, находит там какие-то ответы на свои вопросы, но к чему они его подтолкнут – неизвестно. С подростками вообще очень опасно разговаривать на тему суицида. Велик риск простимулировать интерес к теме. Так что от ресурсов, якобы помогающих человеку преодолеть сложную жизненную ситуацию, тоже может исходить опасность. Потому что мы не знаем “помощников”. И вместо пользы они могут принести вред неуместным словом. Безопасны и эффективны “горячие линии” и телефоны доверия. Там работают проверенные профессионалы, они разговаривают с человеком напрямую, слышат его голос, эмоциональные реакции.

Мало самоубийств там, где высок уровень социальной защищенности. В России хоть и не самый низкий уровень суицидов, но мы далеко не на первом месте. К сожалению, у нас плохо развита система психиатрической помощи. Был момент, когда все ожидали чуда от активности психологов. Вот через месяц-два психолог сделает из меня нового, счастливого и здорового человека. Но психолог – не волшебник, он не может за нас принимать решения и совершать поступки.

Справка “РГ”

Самый низкий уровень частоты самоубийств в Москве – 4-6 случаев на 100 тысяч человек. Относительно благоприятная ситуация наблюдается в Северо-Кавказском, Южном и Центральном федеральных округах. В Сибири и на Дальнем Востоке частота суицидов превышает 30 случаев на 100 тысяч человек, а в Республике Алтай, Туве, Бурятии, Ненецком и Чукотском автономных округах – 60 случаев на 100 тысяч человек.

Наталья Лебедева, Российская газета