Керолайн Холмз: «ФБР защищает потерпевших 24 часа 7 дней в неделю!»



Федеральное бюро расследований – специальная структура США, которая занимается не только государственной безопасностью, но и оказывает помощь жертвам преступлений. Для работы в ФБР у потенциального кандидата должно быть высшее образование, опыт работы в правоохранительных структурах и социальной работы. О том, как агенты помогают в защите детей, рассказала специалист ФБР по работе с жертвами Керолайн Холмз в рамках организованной правозащитным движением «Сопротивление» конференции «Международный опыт расследования уголовных дел, связанных с сексуальной эксплуатацией и вовлечением несовершеннолетних в проституцию. Механизмы поддержки детей-потерпевших»

Керолайн Холмз: В США все еще ведется работа по разрешению проблем потерпевших. Крайне важно развитие законодательства. В 60-е – 70-е годы мы начали рассматривать проблемы соблюдения прав потерпевших, и только в 2004 году приняли закон, который называется «Правосудие для всех». Когда права потерпевших не соблюдаются, появляются дополнительные поправки этого закона, которые помогают их соблюсти.

Существует несколько документов. Например, международная ассоциация шефов полиции в 1999 году проводила встречу. На этой встрече была опубликована стратегия по работе с потерпевшими. Эти документы можно найти на сайте ассоциации. В этих документах они пишут о том, какую помощь должны получать потерпевшие.

Что мы обнаружим, когда задумаемся о потерпевших? Когда мы находим подход к потерпевшему, он начинает лучше сотрудничать с нами, предоставляет больше информации, и это приводит к тому, что ситуация становиться яснее, людей, которые сообщают о преступлениях, становиться больше. Это улучшает представления населения о безопасности. Сегодня мы постоянно говорим о том, чтобы люди больше сообщали о совершенных преступлениях.

ФБР предоставляет помощь жертвам преступности, и, чем раньше мы начинаем этим заниматься, тем лучше для жертвы. Есть специальные представители жертвы, это сотрудники правоохранительных органов, которые специализируются на работе с жертвами.

В ФБР есть специальные инструкции по работе с потерпевшими. Первое, необходимо определить жертву, против которой было совершено федеральное преступление, узнать имена, фамилии, контактную информацию. Во-вторых, предоставить жертвам всю необходимую информацию и сообщить потерпевшим их права. И третье, необходима разумная защита потерпевших.

В ФБР есть отдел по работе с потерпевшими, задача которого сделать так, чтобы потерпевший имел возможность получить все услуги, предусмотренные федеральным законом. Мы делаем все, что положено по закону, мы помогаем потерпевшему участвовать в процессе. Наша миссия вовлекает в себя все оперативные подразделения ФБР, включая подразделения по уголовным делам и компьютерным преступлениям. У нас есть специалисты, предназначенные для проведения бесед с детьми и подростками. Есть инструкция, согласно которой мы готовим наших специальных сотрудников, а также сотрудников местных правоохранительных органов, которые могут проводить допрос потерпевших детей и подростков. Их задача в том, чтобы таких бесед было как можно меньше во избежание нанесения большей травмы.

Также у нас есть средства, которые можно использовать с целью помощи потерпевшим. Это деньги, которые платят те, кто совершил правонарушение и преступления. Часть этих средств попадает в программу помощи потерпевшим. Эти программы используются для того, чтобы помочь им в сложной ситуации. Например, деньги могут тратиться на билеты, гостиницы, одежду, еду, лекарства. Также, если, например, кого-то убили за границей, то эти средства могут быть использованы для возвращения тела на родину. Эти средства также используются в тех случаях, когда нет возможности задействовать другие средства.

Всю работу осуществляет специалист по потерпевшим. Это то, что делаю я в ФБР. Я работаю в одном из наших управлений в Портленде. Я им помогаю, рассматриваю возможность выделения конфискованных денег на их нужды.

Для работы в ФБР у потенциального кандидата должно быть высшее образование, опыт работы в правоохранительных структурах, должен быть опыт социальной работы. Мы должны знать о различных культурах и уметь работать с инвалидами. Мы должны быть некими проводниками между потерпевшим и системой правосудия.

Сегодня мы часто говорим о языковом барьере, о том, что люди могут не понимать друг друга. Слова, которые мы используем, могут быть непонятны обычным людям. Им кажется это чем-то вроде технического жаргона. Необходимо разъяснить определенные моменты потерпевшим. Необходимо объяснить, что их информация крайне важна. Также я объясняю сотрудникам правоохранительных органов, что происходит на личном уровне с потерпевшим. Мы изучаем поведение потерпевшего. Надо понять, что у него была ситуация, которая нанесла ему травму. Мы предоставляем сотрудникам правоохранительных органов различную информацию о различных культурах, о работе с инвалидами, о доступных средствах. Я работаю круглые сутки, семь дней в неделю. Мне можно позвонить и вызвать в любое время.

Контакты с общественными организациями – это также очень важная часть моей работы. Наши приоритеты – это работа с каждым потерпевшим индивидуально. Жертва должна понимать, что конкретно ей требуется. Если потерпевший не знает, где ему жить, и не знает, как жить в безопасности, как прокормить детей, то ему будет очень трудно давать показания и сотрудничать с органами следствия. Важно удовлетворить основные потребности жертвы. Когда мы говорим о том, что требуется потерпевшим, есть два момента. Первое, что особенно касается детей, пострадавших от сексуальных преступлений, это гарантия безопасного проживания. Как обезопасить ребенка, когда он вернется домой? Где найти безопасное убежище? Часто мы просим социальных работников сделать что-то для нас. Мы используем дополнительные средства, если это требуется. В региональных управлениях Федеральной прокуратуры есть часть таких средств. Мы стараемся организовать анализ на ВИЧ-инфекцию, болезни распространяемые половым путем. Мы также привлекаем к нашей работе правоохранительные органы, учителей, медсестер, консультантов.

В США человек обязан сообщить о фактах насилия над детьми. Мы должны в целом смотреть на то, что происходит с ребенком. Находиться ли он в безопасности, будет ли он находиться в безопасности.

Следущее, что мы делаем, это поддержка потерпевших. Моя первая цель убедиться в том, что у потерпевшего есть поддержка. Возможно, я на каких-то этапах помогаю этому человеку, но я не навсегда в его жизни, поэтому мы стараемся связать потерпевших с людьми, которые помогут им. Очень часто мы рекомендуем потерпевших психологам, психотерапевтам, представляем эмоциональную поддержку. Также мы можем организовать опеку над ребенком соответствующими органами. Я отвожу в больницу потерпевших  для медосмотра, присутствую при беседах с правоохранительными органами. Я могу помочь в кризисных ситуациях. Например, когда потерпевший находиться в серьезной психологической ситуации. Это может быть связано с преступлением, а может и с другими обстоятельствами. Мы стараемся рассмотреть вопросы компенсации потерпевшим. Есть фонд компенсации потерпевшим, который позволяет оплачивать их медицинские расходы, расходы, связанные с похоронами и прочие. Мы также связываются с национальным центром, который может рассказать о том, какими услугами может воспользоваться семьи потерпевшего.

В интернете есть специальная система информирования потерпевших. Вы можете зайти на сайт и посмотреть, какие услуги могут быть доступны потерпевшему. Также мы предоставляем информацию о том, когда преступника выпускают из тюрьмы. Это может быть критически важной информацией для жертвы. Мы хотим, чтобы потерпевшие получали дополнительную информацию об особых обстоятельствах расследования. Мы можем предоставить одежду, еду, помощь в поиске работы. Очень часто мы приглашаем переводчиков, чтобы уменьшить языковые барьеры в общении с представителями прокуратуры. Мы бы хотели, чтобы работа продолжалась. Когда потерпевший попадает в местное или региональное отделение прокуратуры, должен быть человек, который может отвечать на интересующие его вопросы. Например, в случае осуждения, мне необходимо убедиться в том, что если потерпевший попадет в другие отделение прокуратуры, ему там будет оказано полное содействие. У потерпевшего должна быть возможность обращаться в суды, высказывать свое мнение о назначении наказания, о выпуске из тюрьмы.

Когда дело касается детей, то мы в первую очередь рассматриваем, что для них суд и что такое для них правосудие. Система не является совершенной и во многих случаях обвинение должно быть предъявлено. Необходимо потерпевшему с соответствующими органами обсудить, как восстановить все в его жизни, необходимо убедить их в том, что их дело принимается всерьез.