Кому-то не сидится



Специальную технологию по борьбе с судебной волокитой и тюремной перенаселенностью ввел Ставропольский краевой суд: число арестантов постоянно держится под контролем.

По данным "РГ", опыт может быть востребован и в других регионах. Следственные изоляторы края в буквальном смысле поставлены на счетчик: каждую неделю суд запрашивает подробную информацию по арестованным, сколько человек сидит, как долго каждый из них находится под стражей.

Если чье-то пребывание в камере затягивается, краевой суд наводит справки: в чем проблемы. Может, кто-то забыл перелистнуть календарь? Тогда ему напомнят.

"Мы ориентируемся на европейские рекомендации, – сообщил "РГ" председатель Ставропольского краевого суда Александр Корчагин. – Европейский суд по правам человека определил, что для уголовных дел разумный срок рассмотрения полтора года.

Напомню также, что сроки рассмотрения дел в судах заложены и в нашем процессуальном законодательстве".

В Ставропольском крае сейчас уголовные дела в среднем рассматриваются за год. Сроки, конечно, не самоцель. Иногда бывают объективные причины, например необходимы сложные экспертизы. Они требуют времени.

Однако часто весомых оснований для затяжек дела нет. Для того чтобы его ускорить, достаточно решить какие-то организационные вопросы. В результате число арестованных в регионе заметно снизилось.

Какой вынести приговор – осудить или оправдать – это судья решает сам. Краевой суд в данном случае интересуется только сроками.

В результате такой работы условия в изоляторах стали соответствовать нормам. А люди не пересиживают лишнего.

Кстати, в целом по стране за последние несколько лет число арестов постоянно снижалось, но в этом году цифры стабилизировались. Например, в сентябре в СИЗО содержалось всего на 483 человека меньше, чем было в начале года. Тогда как обычно "убыль" шла на тысячи. Всего, по данным Судебного департамента при Верховном суде России, за полгода было арестовано 65 тысяч 757 человек. Это более чем на тысячу человек меньше, чем за тот же период в прошлом году. Поскольку в СИЗО идет постоянное движение – кто-то приходит, кто-то выходит – снижение числа арестов и снижение количества арестантов могут не совпадать. Тем важнее отслеживать, чтобы никто не пересиживал за решеткой.

По словам представителей суда, на качество вынесенных решений такой контроль не влияет. Скажем, за десять месяцев этого года стабильность приговоров, вынесенных в Ставропольском краевом суде, составила 100 процентов. Это значит, что в кассационной инстанции утвердили все приговоры краевого суда. Напомним, вторая инстанция для краевого суда – Верховный суд России. Покрывать региональных судей там, если что, не будут.

Кстати, как рассказывают правоведы, по числу рассматриваемых дел Ставропольский краевой суд входит в число крупнейших судов страны наряду с Московским и Санкт-Петербургским городскими судами. В регионе есть особая специфика: здесь рассматривают немало дел по терроризму, когда преступления совершались в других регионах. Закон разрешает подобные дела слушать не на месте, чтобы обеспечить дополнительную безопасность. Нововведения, по сути модернизирующие работу суда, ввел председатель Ставропольского краевого суда Александр Корчагин, назначенный на этот пост несколько лет назад. Одна из важных новаций: судьям приходится строго соблюдать принцип "век суди – век учись".

При краевом суде действует научно-консультативный совет, который разрабатывает научно обоснованные рекомендации по проблемным вопросам правоприменительной практики судов. Такие советы открываются и в других регионах. Но в краевом суде появился методический кабинет, где судьи могут в тишине изучить судебную практику, прочитать рекомендации высших судов, ознакомиться с аналогичными делами. Кроме того районные судьи регулярно повышают квалификацию на специальных курсах на базе краевого суда. Два раза в год по 30 – 60 судей узнают последние новости юридической науки и практики.

По закону, напомним, каждый судья должен постоянно работать над собой, а также как минимум раз в три года повышать свою квалификацию на учебных курсах. К сожалению, учебную норму люди в мантиях зачастую не выполняют по чисто техническим причинам. Очередь на специальных курсах в Москве при Российской академии правосудия, по подсчетам специалистов, может растянуться лет на шестнадцать. Поэтому в Ставропольском краевом суде нашли выход, и этот опыт может быть полезен в других регионах. Кстати, с мировыми судьями краевой суд организует занятия совместно с филиалом Российской академии правосудия.

Владислав Куликов, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5927