Конституционный суд начинает новую жизнь



С 9 февраля Конституционный суд начнет работать по новому регламенту, который расширит применение письменной формы судопроизводства, а от органов власти потребует жесткой самодисциплины.

Вплоть до следующего вторника судьи КС рассматривали и рассматривают поступившие к ним обращения по старой процедуре. То есть ответ заявитель мог получить либо после публичных слушаний и провозглашения постановления, либо получить отказное определение, либо отказное определение с позитивным содержанием (т.е. рассмотрения в Питере не требовалось, но в тексте была правовая позиция, облегчающая жизнь заявителю). Как пояснил руководитель рабочей группы по подготовке регламента судья КС Гадис Гаджиев, "срок еще не настал, поэтому мы на последнем судейском пленуме принимали определение об отказе принятия жалобы по процедуре действующего закона без изменений".

Однако утвержденные осенью поправки в закон о Конституционном суде привели к появлению не только внешних изменений, например, все 19 судей будут рассматривать дела вместе, а не в двух палатах, но и к повышению статуса отказных определений с позитивным содержанием. Теперь они будут постановлениями, но принимать их будут в закрытом режиме, без проведения публичных заседаний, а весь ход слушаний будет проходить письменно и по почте. Коснется это в первую очередь тех жалоб, которые затрагивают проблемы, уже рассмотренные Конституционным судом в других процессах, так называемые "аналогичные дела".

"Практически все статьи регламента были пересмотрены, – пояснил Гаджиев, – но это связано не с изменением регламента, а с изменением закона, но многое будет зависеть от того, как сложится практика". Судья КС пояснил, что даже сейчас, когда до вступления нового закона в силу осталось всего несколько дней, трудно предсказать, как именно будут реагировать органы власти (Дума, Совет Федерации, президент), принявшие и подписавшие акт.

"Многое в правоприменении зависит не только от нас. Представим себе гипотетическую ситуацию: все извещения от Конституционного суда о принятии дела к производству будут отклоняться со ссылкой "нет необходимости" – тем самым эти органы могут практически парализовать эту процедуру, – размышляет Гадис Гаджиев, – мы начнем применять этот закон и посмотрим, как себя будут вести органы власти, ведь нельзя забывать, что таким же правом обладают и заявители". Действительно, если гражданин будет настаивать на проведении публичного заседания, то закон дает ему это право.

"Тогда опять же эта письменная форма, которая призвана ускорить судопроизводство, вообще не будет работать, а учитывая, что у нас нет палат, тогда процесс конституционного судопроизводства может затянуться", – опасается судья КС. Примерная задержка может занять два-три месяца, потому что, например, органы власти должны дать ответ КС о своем согласии или несогласии на рассмотрение письменной жалобы в течение двух месяцев. Добавим еще и почтовые сроки.

– Почему законодатель пошел по этому пути, – предполагает судья КС, – он решил обеспечить большие гарантии состязательности участникам процесса.

С другой стороны, та же новая процедура дает возможность и для ускорения. "Мы уже приняли в порядке письменного производства несколько дел, они попали в очередь, и все будет зависеть от категории дела: либо мы можем в течение одного дня рассмотреть в течение дня без мантий несколько дел, либо посвятить день одному делу", – объясняет Гадис Гаджиев. Оглашение этих решений будет публичным, так что в течение дня судьи КС вполне могут огласить несколько постановлений подряд.

Что же касается процедуры подготовки дела к слушаниям, то тут ничего не изменится, по-прежнему будут назначать судью-докладчика, одного из 19 судей.

Анна Закатнова, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5393 (17) от 28 января 2011 г.