Лучше предупредить



Порядок в своем общероссийском доме будем наводить все вместе – и власть разных уровней, и граждане. В меру своих полномочий и возможностей. Но обязательно системно, непрерывно и гласно.

Это главные принципы профилактики правонарушений, которые определены в проекте закона “Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации”, внесенном правительством в Госдуму сразу после новогодних каникул. Но есть и другие, также не менее важные: законность, защита и соблюдение гражданских прав и свобод, неприкосновенность частной жизни, социальная справедливость и гуманность, дифференциация мер воздействия, индивидуальный подход.

Вообще-то, как отмечается в пояснительной записке к документу, у нас имеется отечественный опыт подобной профилактической работы еще с советских времен (который неплохо бы возродить). И новые приобретения. В настоящее время в субъектах РФ действуют региональные системы профилактики правонарушений на основе базовой модели комплексной, разработанной МВД России и одобренной Госсоветом. И в 2012 году профинансировано 4547 региональных и местных программ профилактики правонарушений на общую сумму 17,5 млрд рублей.

В них отражены важнейшие направления превентивной деятельности с учетом местной специфики. Основное внимание – несовершеннолетним, ранее судимым, а также другим гражданам из группы риска – бродягам, попрошайкам, наркоманам и пьяницам. Вроде бы все правильно. Однако правонарушений с каждым годом тем не менее становится все больше. Среди причин такой ситуации авторы правительственного законопроекта называют отсутствие на федеральном уровне отдельного законодательного акта, регулирующего вопросы организации системы профилактики правонарушений, недооценка роли общественных сил в предупреждении преступлений, утрата опоры на граждан. Вот эти пробелы инициатива кабмина и призвана заполнить, не увеличивая при этом ни количество структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, которые призваны заниматься профилактикой правонарушений профессионально, ни количество бюджетных денег на эти цели.

В законопроекте определяется содержание профилактической работы по наведению правопорядка, уточняется, кто за что отвечает и какие права имеет. Среди задач, которые ставятся при этом, – “создание условий для охраны жизни, здоровья и имущества физических лиц, защиты их прав, свобод и законных интересов, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства и обеспечение их реализации”; “выявление объектов профилактики правонарушений, разработка и осуществление мер по воздействию на них”; “повышение уровня доверия граждан к государственным и муниципальным органам”. Реализовывать эти и другие задачи законопроектом предлагается посредством наблюдения, оценки и прогнозирования социальных факторов криминогенного характера, планирования мер и координации деятельности всех, кто участвует в работе по профилактике, в том числе и граждан – в тех формах и в том порядке, что установлены федеральными и региональными законами. Особое внимание обращается на предупреждение правонарушений со стороны должностных лиц органов госвласти и местного самоуправления, снижение уровня их коррумпированности. Законопроект называет и другие проблемы, из решения которых должна складываться профилактика правонарушений. Это социальная адаптация и реабилитация людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также тех, кто лечился от алкогольной зависимости и токсикомании, вернулся из мест лишения свободы или отбывает наказание без изоляции от общества. Среди мер, способствующих профилактике правонарушений, отмечается предупреждение незаконной миграции, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, оказание помощи потерпевшим от правонарушений, утратившим документы, удостоверяющие личность, средства к существованию или способность к труду.

Формы воздействия на потенциальных правонарушителей предлагаются вполне традиционные – профилактическая беседа, предостережение, представление об устранении причин, создающих условия для правонарушения, учет и контроль.

Тамара Шкель, Российская газета