Малолетних хулиганов-рецидивистов хотят сажать в центры временного содержания



alttext



В Госсовете Татарстана и Госдуме предложили ужесточить наказание за распространение экстремистских материалов и демонстрацию нацистской символики.

Более 170 тысяч подростков совершили административные правонарушения в 2022 году. Из них каждый пятый не достиг возраста ответственности, а значит, фактически избежал наказания. Несмотря на то что за повторное административное правонарушение по закону в России могут привлечь и к уголовной ответственности, эта норма не распространяется на тех, кому еще не исполнилось 16 лет. Конец безнаказанности может положить расширение оснований для помещения малолетних хулиганов в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, считают депутат Госдумы Айрат Фаррахов и глава Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, которые и подготовили соответствующий законопроект. Документ есть в распоряжении «Парламентской газеты».

Новые ценности и корыстные планы

Подготовленный законопроект вносит изменения в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Этот документ приняли еще в 1999 году, с тех пор «моральные и ценностные установки подростков изменились», отмечается в пояснительной записке к документу. Более того, безнаказанностью подростков все чаще пользуются взрослые, которые вовлекают детей в самые разные преступления для «реализации своих корыстных планов», говорится в пояснении.

По мнению авторов документа, положить конец безнаказанности может расширение оснований для помещения малолетних хулиганов в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). Такую норму хотят ввести по целому ряду статей Кодекса об административных правонарушениях, но только для тех, кто нарушает закон систематически, то есть несколько раз в течение года.

От зацеперов до демонстрантов

Согласно законопроекту, новыми основаниями для помещения в ЦВСНП могут стать «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» (статья 20.2 КоАП), «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами» (статья 20.3 КоАП), а также «Производство и распространение экстремистских материалов» (статья 20.29 КоАП).

Попасть в центры временного содержания можно будет и за другие правонарушения, например за мелкое хулиганство, мелкое хищение имущества путем кражи, нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте, а также за повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования. При этом в любом случае основанием для помещения подростка в ЦВСНП будет решение суда.

Как прокомментировал «Парламентской газете» инициативу Айрат Фаррахов, перечень предложенных оснований не окончательный и может изменяться. Этот вопрос могут обсудить ко второму чтению законопроекта, если документ будет внесен и получит положительные заключения ответственных ведомств. При этом депутат отметил, что законопроект не ставит целью пополнение ЦВСНП: «Судебная практика показывает, что подростки могут быть помещены в такие центры на 2-3 дня. И этого бывает достаточно, чтобы повлиять на малолетнего хулигана».

Для беглецов и бродяжек

Еще одним основанием для помещения подростка в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, согласно проекту закона, может быть систематическое бродяжничество, под ним предлагается считать уход с постоянного места жительства более трех раз в течение года.

Как следует из пояснения к документу, ежегодно в федеральном розыске находится около 40 тысяч детей. Каждый четвертый подросток совершал такие уходы неоднократно, а каждый двадцатый становился участником преступления. Несовершеннолетние бродяжки и сами часто становятся жертвами преступников. Только в 2022 году таких случаев было почти сто, каждый десятый ребенок в результате погиб, говорится в пояснительной записке к документу.

Как объяснил Айрат Фаррахов, сейчас малолетних бродяжек помещают в госучреждения, например интернаты, из которых дети могут запросто уйти. В итоге они снова оказываются на улице, совершают новые преступления или сами становятся жертвами преступников. Все это, по мнению депутата, говорит о том, что действующая система борьбы с безнадзорностью требует донастройки.

«В данном случае представляется логичным использовать уже существующий и зарекомендовавший себя механизм — помещения трудных подростков в ЦВСНП, где им может быть оказана профессиональная помощь психологов и других специалистов», — сказал он.

Что такое ЦВСНП

В представлении обывателей центры временного содержания ассоциируются с изоляцией, фактически тюрьмой. Но это не так, заявляют авторы законопроекта.

«ЦВСНП в целях защиты жизни и здоровья, профилактики совершения повторных правонарушений проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению», говорится в пояснении к документу.

Это подтверждает и зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская. «Такие центры, являющиеся структурными подразделениями органов МВД России, достаточно эффективно решают задачу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними», — сказала сенатор «Парламентской газете».

Это тем более важно, что, по данным статистики, детская преступность в России растет. «Например, в Татарстане, где и инициировали данный законопроект, только за половину 2022 года несовершеннолетние дети совершили 433 преступления, что на 1,6 процента больше, чем годом ранее», — отметила Скаковская.

Расширение возможностей центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей — это крайняя мера, когда все остальные уже испробованы и не дали результата, подчеркнул Айрат Фаррахов. При этом он подчеркнул, что концепция законопроекта, направлена не на ужесточения наказания, а именно на защиту интересов, а также здоровья и жизни детей.

Юлия Сапрыгина, Парламентская газета