Минюст предлагает внести детей в кодексы



Министерство юстиции подготовило предложения об улучшении жизни тех родителей несовершеннолетних детей, которые находятся в местах лишения свободы.

Им планируется сделать ряд поблажек – от отсрочки исполнения приговора до временных выездов на волю. Эксперты указали, что раз большая часть мер по смягчению режима остается за администрациями колоний, есть опасения, что планы по гуманизации обернутся лишь усилением коррупции. Странно также, что данная либерализация пенитенциарной системы откладывается до 2016 года

В Минюсте напоминают, что по Конституции каждый ребенок имеет право на полноценную семью, чтобы «жить и воспитываться в ней, знать своих родителей, проживать совместно с ними». Однако всем известно, что за решетку часто попадают и беременные женщины, и те, у кого на свободе остались несовершеннолетние дети. Сроки заключения выписываются и отцам, воспитывающим детей в одиночку. Вот для всех них ведомство Александра Коновалова и предлагает предусмотреть ряд послаблений и даже в какой-то мере льгот. При этом, конечно, речь идет лишь об осужденных за преступления максимум средней тяжести. На обвиняемых же по тяжким статьям – убийство, насилие, растление несовершеннолетних, организация террористического акта – эти новые нормы не распространяются.

Когда проект Минюста будет одобрен, в статье 82 Уголовного кодекса (УК) РФ  будет предусмотрено, что беременным и одиноким родителям малолетних суд вправе предоставить отсрочку отбывания наказания. Причем до тех пор, пока ребенку не исполнится 14 лет. Другой поправкой, уже в статье 76 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ, будет установлено требование «о наличии положительного заключения врача для перемещения осужденной беременной женщины» из одной колонии в другую. В проекте Минюста также оговариваются условия предоставления дополнительных свиданий заключенным, имеющим детей. Такого рода корректировки предстоит сделать в статье 89 Уголовно-исправительного кодекса (УИК) РФ. Ее предлагается дополнить новым параграфом, согласно которому «осужденным, имеющим ребенка и являющимся единственными родителями, предоставляют длительные свидания в выходные и праздничные дни». Причем им будет разрешен выход за пределы колонии.

Данное решение в отличие от отсрочки наказания сможет самостоятельно принять администрация колонии. И согласно тексту документа, зависеть оно будет от самого осужденного. Поощрения гарантируются заключенным с положительным поведением, правда, что конкретно включает в себя это понятие, в документе не сказано.

Зато там предусмотрен еще ряд поощрений – судя по всему, тоже для дисциплинированного контингента. Например, будет разрешено выезжать за пределы исправительных учреждений, чтобы найти ребенку временный дом – отвезти к родственникам либо в детский дом. На такой выезд дается 15 суток без дороги. Одновременно предусмотрены четыре въезда на тот же срок для свидания с ребенком. Администрация колонии вправе разрешить родителю-одиночке жить и работать за пределами исправительной колонии, но под постоянным контролем – в том числе электронном – исправительного учреждения. «Такие заключенные могут содержаться совместно с осужденными, которым предоставлено право передвижения без конвоя или сопровождения. Разрешается проживание за пределами исправительной колонии совместно с семьей или детьми на арендованной или собственной жилплощади», – говорится в пояснительной записке к законопроекту Минюста. Кроме того, решением руководства колонии данная категория может вообще освобождаться из-под стражи за полгода до окончания срока своего наказания.

По словам председателя коллегии адвокатов «Европа–Азия» Теюба Шарифова, с первого взгляда предложенные нормы вроде действительно направлены на гуманизацию мест заключения в отношении родителей несовершеннолетних. С другой стороны, подчеркивает эксперт, они носят рекомендательный характер. «Большинство мер по смягчению условий пребывания оставляются на усмотрение руководства колонии. То есть кому-то могут разрешить, а кому-то и нет. На решение будет влиять несколько факторов: насколько прилежным оказывается заключенный, готов ли он к сотрудничеству с местной администрацией. Есть и еще один, к сожалению, наиболее частый сейчас вариант – сколько человек готов заплатить ради получения таких привилегий», – сказал «НГ» Шарифов.

Если предоставить решение на откуп руководству колонии, это повлечет за собой стопроцентную коррупцию и манипуляцию заключенными, уверен правозащитник Валерий Борщев. По его словам, сегодня не существует никаких поблажек для заключенных, имеющих несовершеннолетних детей: «Я не могу назвать ни одного УФСИН, помимо Красноярского края, который бы обращал внимание на этот факт. В результате дети буквально остаются на улице, предоставлены сами себе и не очень-то и нужны нашим органам опеки». Борщев уверен, что и решения судов по отсрочкам наказания будут диктоваться не столько предвзятостью, сколько равнодушием: «Поэтому необходимо создавать специальные общественные комиссии, привлекать органы опеки, которые могли бы поручаться за осужденного. В противном случае руководство колоний лишь получит очередной способ обогащения», – утверждает эксперт. 

Екатерина Трифонова, корреспондент отдела политики “Независимой газеты