Могли ли соцсети довести ребенка до самоубийств



alttext



Около 20 случаев на 100 тысяч человек – таков, по данным ВОЗ, средний показатель самоубийств среди российских подростков. Итог этой печальной статистики таков, что в 2013 году наша страна занимала первое место по количеству суицидов среди подростков в Европе, тогда Следственный комитет зафиксировал 461 такой случай. Что же толкает детей на столь отчаянный шаг?

Уже несколько дней общественное сознание будоражит новость о том, что в социальных сетях активно работают группы, позиционирующие себя как сообщества помощи подросткам, думающих о самоубийстве, но в действительности подталкивают их к решительному шагу из окна.

Ужас от склонения детей к самоубийствам в социальных сетях охватывает не своим наличием. И не только механикой, которая вовлекает детей в круги, фильтрующие готовых к решительной трагедии от неготовых. Но тем, что инструмент коммуникации здесь не понятие, а образ. Образ кита, который выбрасывает на берег, или двух людей, стоящих на краю крыши. Эти картинки не предполагают толкования, а потому сила их воздействия увеличивается в разы.

Образы (в отличие от слов) вызывают куда больший трепет и реакцию взрослых людей, обладающих опытом и культурным бэкграундом. Что говорить о детях, которые, таким опытом не обладают? Страх перед провокацией детского суицида в сети заключается в том, что насаждение мыслей и идей происходит с помощью манипуляции – подлой и циничной – картинками, которые не могут быть восприняты холодно и неэмоционально.

Роспотребнадзор уже не первый год борется с подобными интернет-ресурсами, за последние несколько лет было заблокировано более 9000 страниц и сайтов, пропагандирующих самоубийства. Буквально на днях было заблокировано еще 8 групп в сети “ВКонтакте”, еще 3 группы проверяются ведомством.

Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский пояснил, что ведомство уже закрыло абсолютное большинство подобных “открытых” групп, но проблема в том, что существуют и “закрытые” группы, доступ к которым ограничен, а значит, выявить их можно только после обращения граждан, столкнувшихся с ними, или по следам публикаций в СМИ.

Но только ли в том проблема, что Роспотребнадзор не успевает закрывать подобные страницы? Пользователи соцсетей с тем же успехом предлагают запретить продавать в магазинах все опасные предметы.

Руководитель Центра экстренной психологической помощи, кандидат психологических наук Олеся Вихристюк призывает не делать поспешных выводов:

– Если ребенку не хватает реального общения с родителями и друзьями, нет человека, которому мог бы доверять, он находит это в социальных сетях. Вопрос только в том, куда это общение может завести ребенка?

По словам психолога, у детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребенка.

– Для подростка, в силу возраста, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую – проблемы с учебой, неразделенная любовь, конфликты с учителями или одноклассниками, стресс перед экзаменом, – объясняет Олеся Вихристюк. – Взрослые могут не оценить всю серьезность переживаний и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки. Это рождает у ребенка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Анализ некоторых суицидов подростков говорит о том, что ребята не планировали реально уйти из жизни, надеялись, что подойдут взрослые и спасут, потому совершали суицид близко ко времени прихода родителя.

– Импульсивные суициды -серьезная проблема, – продолжает эксперт. – Подросток может вести себя нормально, жить полной жизнью, строить планы, и вдруг, совершенно неожиданно, решится на крайнюю меру.

Дело в том, что в подростковом возрасте человек проходит так называемый хаотический кризис идентификации и борьбу за независимость. Обычно, цель суицида – повлиять на поведение другого человека и лишь небольшое желание умереть. Только в Мурманской области в 2015 году следственный комитет проверили 15 фактов покушения подростками на самоубийство.

– Как показал проведенный анализ, в большинстве случаев имеют место парасуициды, то есть суицидальные попытки, – говорит замруководителя отдела процессуального контроля следственного управления Мурманской области Елена Линар. – Причины, которые вслух называли выжившие дети – внутрисемейные конфликты и проблемы с противоположным полом, чувство одиночества. Но необходимо отметить и негативное влияние на детей информации, размещенной в сети Интернет.

– Помочь могут только отношения в семье, – уверена семейный психолог Людмила Петрановская. – Если между родителем и ребенком прочные привязанности, то есть надежда, что они, как хорошая страховка, его удержат от рискованного поведения и суицида. Если есть опасения насчет своего подростка, спросите себя, что с вашими отношениями. Доверяет ли он вам? Уверен ли, что любим, ценен, нужен? Часто родителям кажется само собой разумеющимся, что они ребенка любят, а вот он вовсе в этом не уверен, наоборот, считает, что “без меня им будет только лучше”, “я всем порчу жизнь”. Если 90 процентов общения с ним – “пилеж” и объяснения, что он сделал не так, как вам надо, а детские радости вроде ласковых слов, совместных прогулок и подарочков “просто так” давно позади, какой еще он может сделать вывод?

Срочно

На страницах заблокированных групп, содержащих суицидальный контент, администрация социальной сети “ВКонтакте” разместила ссылку на проект психологической онлайн-помощи. Для того чтобы пообщаться с профессиональным психологом, пользователю не нужно ни звонить, ни регистрироваться. Следует просто написать сообщение в открывшемся окне. Общение с психологом в формате чата, по мнению специалистов, позволяет преодолеть целый ряд подростковых комплексов.

Евгения Волкова, Наталья Лебедева, Российская газета