МВД требует ужесточения законов в защиту детей



Глава МВД отреагировал на дела Элизы Андре и Глеба Агеева: законы надо ужесточать, а органы опеки – реформировать

Министр внутренних дел Рашид Нургалиев предложил меры по борьбе с преступлениями против детей, отреагировав на скандальные дела об издевательствах над четырехлетним Глебом Агеевым и о похищениях трехлетней Элизы Андре разведенными родителями. Глава МВД России считает необходимым ввести уголовную ответственность для родителей, которые похищают собственных детей, а также создать специальную "службу сопровождения" для защиты приемных детей, передает "Интерфакс". Юристы согласны не со всем: так, в деле Элизы Андре министр предложил глупость. Но проблемой в любом случае надо заняться: жертвы преступников – десятки тысяч детей.

Дети порой становятся "заложниками разногласий между родителями", посетовал Нургалиев на внеочередном заседании правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, комментируя резонансное дело Андре-Беленькой. "Проблема заключается в том, что в российском уголовном законодательстве сегодня отсутствуют основания для объявления одного из супругов в международный розыск за похищение ребенка. Их отношения регулируют Гражданский и Семейный кодекс", – указал глава МВД.

Элиза Андре, дочь разведенных француза и россиянки, 20 марта была похищена у отца, с которым жила в городе Арль. 12 апреля мать ребенка, Ирину Беленькую, задержали в Венгрии вместе с Элизой, а вскоре выяснилось, что Жан-Мишель Андре ранее похитил дочку у матери на территории РФ и вывез за границу. Беленькую вскоре ждет суд, а в России грозят уголовным преследованием ее бывшему мужу.

"Эту ситуацию надо решать. Должны быть соответствующие законодательные рычаги, в том числе и на межгосударственном уровне", – сказал в пятницу министр внутренних дел. Он отметил, что в США или в Европе "если суд оставляет ребенка матери, а его заберет отец, похитителю грозит срок – 15 лет тюрьмы". Отметим, однако, что французский суд еще не решил, с кем из родителей должна находиться Элиза Андрее.

Разрешить дело Элизы Андре предложение главы МВД не поможет, уверены юристы

Глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников заметил, что инициатива Нургалиева никак не поможет решить конфликт вокруг Элизы Андре. "Уголовная ответственность за такого рода нарушения возможна и правомерна лишь в отношении тех супругов, которые либо лишены родительских прав, либо ограничены в них", – отметил депутат. Привлечь к ответственности отца или мать, которые просто находятся в разводе, невозможно. К тому же, уголовный закон обратной силы не имеет.

Глава адвокатской палаты Москвы Генри Резник назвал предложение министра внутренних дел нецелесообразным. "Когда суд определяет, что ребенок должен быть с матерью, а отец крадет, или наоборот, это состав преступления "самоуправство", – указал юрист.

Он напомнил о прецеденте тридцатилетней давности, когда мать, лишенная родительских прав за алкоголизм, украла ребенка из закрытого детского учреждения. Судебные инстанции заспорили, есть здесь состав преступления. Термин "чужой ребенок", за похищение которого Уголовный кодекс предусматривает наказание, одни толковали в биологическом смысле, другие в юридическом. Тогда Верховный суд решил, что ребенок не стал для матери "чужим", и судить ее нужно за самоуправство – незаконную реализацию своего действительного или предполагаемого права.

Генпрокурор РФ Юрий Чайка отметил, что проблема ответственности родителей-киднаперов очень сложна, "тут нужно глубокое изучение вопроса". По закону у обоих родителей одинаковые права на своего ребенка, отметил он. "Возможно, Рашид Гумарович уже разобрался в этой ситуации", признал при этом генеральный прокурор.

За Глебом Агеевым недоглядели органы опеки: нужно менять систему

Нургалиев отдельно прокомментировал скандальное дело Глеба Агеева – мальчика из Подмосковья, над которым, по данным следствия, издевалась приемная мать. Министр заявил, что здесь виноваты органы опеки, представители которых дважды посещали семью в 2007 году, но оба раза "давали формальные отписки и заключения", не изучив условия жизни и воспитания детей. О жизни семьи судили лишь по ее доходу, количеству игрушек и детской одежды, указал министр.

Как напоминает ИТАР-ТАСС, 20 марта 2009 года трехлетний Глеб с множественными телесными повреждениями и ожогами был доставлен в больницу. Родители утверждали, что мальчик упал с лестницы, но врачи не поверили им и обратились в милицию. 27 марта по факту избиения ребенка возбудили уголовное дело, а 29 марта приемных детей – Глеба и двухлетнюю Полину – забрали из семьи Агеевых.

Дело вызвало значительный отклик в обществе. Приемных родителей вызвали на экстренное заседание Общественной палаты, а Генпрокуратура России потребовала уволить сотрудников органов опеки, которые допустили издевательства над мальчиком, а также наказать сотрудников милиции, затягивавших проверку по данному факту.

Министр подверг критике систему органов опеки в целом, заявив, что из-за ее недостатков страдают дети в неблагополучных и приемных семьях. "Неблагополучными семьями мы занимаемся во многих случаях слишком поздно, когда проблемы зашли уже далеко". В результате ребенка забирают из семьи, и это приводит к "росту числа социальных сирот", отметил глава МВД.

Недостаточно эффективно работают участковые врачи, педагогов и других лиц, на которых возложены функции раннего обнаружения ребенка и семьи, находящихся в социально опасном положении. "Сейчас мы работаем в большинстве случаев по факту, когда уже совершены правонарушения или еще хуже – преступления", – пожаловался глава МВД.

По мнению Нургалиева, во главу угла необходимо поставить профилактическую работу. Необходимо создавать специальные "службы сопровождения семьи, которые будут отбирать, обучать кандидатов-воспитателей, приемных родителей, опекунов и в дальнейшем постоянно оказывать всестороннюю помощь после приема ребенка в семью и сопровождать неблагополучные семьи", указал он. Положительный пример создания таких служб уже есть в ряде российских регионов.

Жертвами преступников становятся десятки тысяч российских детей

Министр внутренних дел привел пугающую статистику правонарушений в отношении детей. Из 28 млн российских детей в социально неблагоприятных условиях живут 6 млн, сообщил он. В прошлом году было выявлено более 100 тыс. родителей, которые не исполняли должным образом свои родительские права, около 33 тыс. были лишены родительских прав.

В последние пять лет ежегодно в розыске находится до 55 тыс. детей и подростков, в прошлом году они чаще стали пропадать сразу в 26 субъектах страны. От преступных посягательств в 2008 году пострадали свыше 126 тыс. несовершеннолетних, указал министр внутренних дел, в том числе 62 тыс. – от насилия. Почти 2 тыс. несовершеннолетних погибли от рук преступников, здоровью 2,5 тыс. подростков был причинен тяжкий вред.

С начала 2009 года жертвами противоправных действий стали более 15 тыс. подростков. Особую озабоченность МВД вызывает рост числа сексуальных преступлений против подростков (более 9 тыс. жертв), а также рост числа преступлений, совершенных родителями или опекунами детей (3,5 тыс. случаев).

"Проблема насилия – это не частное дело одной семьи, а государственная проблема, приводящая к распаду института семьи, – указал Нургалиев. – Эта проблема политическая и комплексная, и решать ее надо комплексно". Он призвал ужесточить наказания за преступления против детей – особенно за преступления сексуального характера.

Политический подтекст "детских дел": заниматься ими велел президент

Некоторые наблюдатели отмечают, что в резонансных "детских делах" последнего времени есть политический подтекст. Незадолго до скандала с Глебом Агеевым президент РФ Дмитрий Медведев велел депутатам Госдумы ужесточить ответственность за преступления против детей, а также призвал обеспечить безопасность детей в школах и больницах, заботиться о сиротах и детях из неблагополучных семей.

Президент особо отметил, что в законах необходимо закрепить невозможность условно-досрочного освобождения для лиц, совершивших преступления против детей. Напомним, в марте большой скандал вызвало досрочное освобождение пермского депутата-педофила Игоря Пастухова, который изнасиловал 16-летнего мальчика и отсидел за это лишь три года.

Возможно, власти сознательно привлекают внимание к громким "детским" расследованиям. Врач Леонид Пеньков, лечивший Глеба Агеева, утверждает, что допустил журналистов к малышу по приказу высокого начальства: случай с ребенком использовали как повод, чтобы продемонстрировать, как активно ведется борьба за права детей.

СМИ также уделяют большое внимание преступлениям против детей. Лишь накануне появилась информация, что в Приморье опекунша забила насмерть четырехлетнюю девочку – "в воспитательных целях". Журналисты также подняли тему усыновления ради квартир: некоторые семьи берут на воспитание сирот, чтобы власти выделили им средства на жилплощадь.

Министр внутренних дел Нургалиева заявил, что резонансные дела полезны – они позволяет обществу увидеть ситуацию с нарушением прав детей, "крупным планом". Эти дела "могут стать прецедентом, а принятые по ним решения – образцом их разрешения", указал глава МВД. "Необходимо, чтобы в будущем подобные случаи не повторялись, а это возможно лишь при надлежащей работе всех субъектов профилактики", – подчеркнул он.

NEWSru.com