МВД выплатит 1,2 млн рублей вдове погибшего от рук полицейских



alttext



МВД и Минфин должны выплатить 1,2 млн рублей вдове жителя Перми Александра Самойлова, которого местные полицейские запытали до смерти. Такое решение по гражданскому иску сегодня принял Ленинский районный суд Перми. Вдова оценила моральный вред за гибель мужа в 3,5 млн рублей, однако суд снизил эту сумму до 1,2 млн. Виновные в пытках полицейские были недавно осуждены, поэтому в случае регрессивного иска им придется вернуть государству выплаченную компенсацию.

Александр Самойлов был задержан в апреле 2009 года по подозрению в совершении административного правонарушения. Мужчину и его товарища доставили в дежурную часть милиции, а затем в вытрезвитель. Самойлову была диагностирована легкая степень алкогольного опьянения. Это не понравилось сотрудникам дежурной части, и Самойлова отправили на повторное освидетельствование в вытрезвитель. Там милиционеры набросились на задержанного, повалили его на пол лицом вниз и связали руки и ноги вместе. Самойлов оказался в неестественной позе, так называемой позиции «ласточка», когда ноги, руки и голову задержанного, лежащего на полу на животе, подтягивают друг к другу. Через некоторое время Самойлов скончался, как потом показала экспертиза, от удушения. А фельдшеры вытрезвителя не предприняли ничего, чтобы воспрепятствовать незаконным действиям милиционеров и предотвратить гибель задержанного.

— Дело было возбуждено только через 3 года после гибели Александра Самойлова, в 2012 году, — рассказала «Известиям» адвокат вдовы Самойлова Елена Першакова. — До этого следователи несколько раз выносили отказы в возбуждении уголовного дела. Первоначально следователи не передали в местный центр судмедэкспертизы видеозапись из вытрезвителя, на которой видно, как оперативники скручивают Самойлова. И пермские эксперты, которые не видели записи, поначалу неверно указали, что Самойлов умер от сердечного приступа. Всего в возбуждении уголовного дела родным Самойлова было отказано семь раз. Одним из оснований для отказа было то, что, по мнению прокуратуры и следствия, действия сотрудников милиции были правомерны и законны.

Ситуация сдвинулась с мертвой точки, только когда дело удалось передать в Приволжское управление СК из регионального, отмечает Першакова. Примерно в то же время была проведена новая экспертиза — теперь уже в столичном ФГБУ «РЦСМЭ» при Минздраве. Тамошние эксперты и дали свое заключение, которое легло в основу обвинений, предъявленных оперативникам. Согласно ему, смерть задержанного наступила от «позиционной асфиксии», вызванной удержанием человека в неестественной позиции — «ласточка».

В июне 2015 года Ленинский районный суд Перми вынес приговор шестерым бывшим сотрудникам милиции, по вине которых в 2009 году скончался 33-летний житель города Александр Самойлов. Милиционеры Александр Кувшинов и Александр Борисов получили по 4 года лишения свободы в колонии общего режима, Андрей Марков и Дмитрий Косолапов — по 3,5 года условно, Андрей Сидоров и Александр Притчин — по 3 года условно.

Вдова погибшего Светлана Самойлова заявила гражданский иск с требованием компенсации, которую теперь и предстоит выплачивать государству. Суд, изучив все обстоятельства дела, встал на сторону женщины, однако вместо первоначально истребованных 3,5 млн рублей постановил выплатить только 1,2 млн. Чем вызвано такое решение, адвокат Першакова объяснить затруднилась.

— Мы пока не видели мотивировочной части решения, поэтому не можем сказать, чем оно обусловлено, — сообщила она «Известиям». — Принимать решение об обжаловании будем после того, как увидим мотивировочную часть.

МВД регулярно сотрясают скандалы, связанные с пытками и издевательствами над задержанными. Правозащитники говорят, что за последние годы реформ в МВД индекс доверия граждан к полиции упал. По мнению экспертов, причины произвола напрямую связаны с низкой служебной дисциплиной и пресловутой «палочной системой», которую никак не удается победить в МВД.

Так, в сентябре 2015 года сотрудников УГРО отдела полиции «Октябрьский» Новосибирска заподозрили в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть. Речь идет о мужчине, доставленном полицейскими в отделение. По заключению экспертов, смерть наступила в результате черепно-мозговой травмы.

Зимой 2015 года новый скандал разгорелся в ГУ МВД по Московской области. Следственный комитет заподозрил двух капитанов полиции из угрозыска Мытищ в том, что они выбивали нужные им признания из задержанной женщины, надев ей на голову мешок и пытая ее электрошокером. Сама пострадавшая сейчас находится под госзащитой. 

Правозащитники продолжают получать жалобы.

— К нам приходили жалобы на жестокое обращение и пытки со стороны сотрудников полиции из 38 регионов страны, — рассказала «Известиям» директор фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина. — И мы вынуждены констатировать, что реформа не принесла желаемых результатов, потому что пытки и жестокое обращение в подразделениях органов внутренних дел продолжаются.

По словам Таубиной, за 2014 год к ним поступило порядка 50 жалоб на жестокое обращение и пытки в отделениях полиции. Она рассказала об арсенале методов, которыми пользуются полицейские для получения нужных им показаний. 

— Если 10 лет назад были распространены такие методы, как «слоник», то сейчас в основном пытки происходят с помощью электрошокера либо иных спецсредств, — сообщила она «Известиям». — Используют и «гражданские» предметы обихода — например, некоторых задержанных насилуют шваброй.

По данным международной правозащитной организации Human Rights Watch, наиболее распространенным видом пыток в российских органах внутренних дел является избиение на протяжении длительного времени. Нередки также случаи пытки удушьем, подвешиванием за руки или за ноги, электрошокером. Пытка «ласточка» стала одной из самых распространенных, применяемых сотрудниками МВД.

Правозащитники говорят, что даже печально известный случай в казанском ОВД «Дальний» не стал уроком для сотрудников МВД. Отчасти они связывают это с тем, что преступники-полицейские получили относительно мягкое наказание за пытки и произвол. 

Напомним, что весной 2012 года в казанском ОВД «Дальний» местные полицейские до смерти замучили 52-летнего Сергея Назарова, которого заподозрили в краже мобильного телефона. Его доставили в больницу с диагнозом «разрыв прямой кишки», где он и скончался, успев сообщить врачам перед смертью, что полицейские изнасиловали его бутылкой из-под шампанского.

Во время проверки выяснилось, что сотрудники ОВД «Дальний» причастны и к другим похожим случаям пыток. Так полицейские выбивали из задержанных нужные показания. Против сотрудников отделения возбудили уголовные дела о превышении должностных полномочий с применением насилия и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть потерпевшего. Были арестованы девять бывших полицейских. Отдел переименовали, все его 87 сотрудников были выведены за штат и прошли переаттестацию. Скандал привел к смене руководства татарстанского МВД.

Назаров попал в отделение на основании сфабрикованных против него участковыми Ильшатом Гарифуллиным и Рамилем Нигматзяновым протоколов. Позже они получили беспрецедентно мягкое наказание — 2,5 и 2 года колонии-поселения соответственно. 

Летом прошлого года суд в Казани вынес приговор восьмерым руководителям и сотрудникам ОВД «Дальний». Они получили от 2 лет в колонии-поселении до 15 лет лишения свободы в колонии строго режима. В феврале этого года Верховный суд снизил им сроки от 2 месяцев до почти 2 лет. 

После трагедии в ОВД «Дальний» в Следственном комитете России было создано новое подразделение, которое специализируется на расследовании резонансных, должностных преступлений, убийств и коррупции среди сотрудников МВД, ФСБ, ФСКН и ФСИН.

Известия.