25 ноября правительство РФ опубликовало для общественного обсуждения законопроект, предоставляющий наркозависимым гражданам, впервые осужденным за ряд нетяжких преступлений, возможность выбора: сесть в тюрьму или пройти лечение. На время, проведенное в больнице, приговор будет отсрочен, а по результатам лечения суд может принять решение о сокращении срока наказания или вовсе освобождении от него. Эксперты считают инициативу неэффективной: по их словам, сейчас в России отсутствуют современное лечение и реабилитация наркозависимых.
Законопроект выложен для общественного обсуждения на портале раскрытия информации regulations.ru. Внесенный правительством, он разработан ФСКН «в целях противодействия наркотизации общества». В пояснительной записке авторы ссылаются на статистику, согласно которой «фактическая численность наркозависимых в РФ составляет от 2 до 2,5 млн человек в возрасте от 18 до 39 лет». «Не имея постоянного источника дохода, в целях получения средств на приобретение очередной дозы наркотика, указанные лица совершают новые преступления»,— сетуют авторы. По их данным, 85% таких преступлений — кражи, мошенничества и растраты.
Сейчас несколько статей УК, связанных с наркотиками, предполагают возможность отсрочки наказания, если осужденный добровольно согласился на лечение от наркомании и последующую реабилитацию. Среди них, в частности, ст. 228 УК РФ («Приобретение, хранение наркотиков»), ст. 231 («Выращивание растений, содержащих наркотические вещества») и ст. 233 («Подделка рецептов»). Если законопроект будет одобрен, на отсрочку смогут рассчитывать впервые осужденные по ч. 1 ст. 158 УК РФ («Кража»), ч. 1 ст. 159-й («Мошенничество») и ч. ст. 160-й («Присвоение и растрата»). При этом в зависимости от результатов лечения наркозависимого суд может сократить ему наказание на срок, проведенный в больнице, или вовсе освободить из-под стражи. «Это будет являться одной из мер предупреждения совершения ими повторных правонарушений»,— считают авторы.
«Проблема в том, что у нас недоступно качественное наркологическое лечение,— считает президент Фонда содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова Анна Саранг.— Стандарты лечения в госцентрах не менялись с 80-х годов прошлого века и основаны на лечении нейролептиками и антипсихотиками, от которых давно отказались во всем мире. Неудивительно, что после подобной детоксикации люди опять начинают употреблять наркотики». «У нас отсутствует система реабилитации наркозависимых,— продолжает госпожа Саранг.— На всю страну — две государственные больницы в Москве, по одной в Санкт-Петербурге и Казани, и еще несколько десятков коек в регионах». Эксперт напомнила, что ФСКН обещала с 2014 года выдавать больным сертификаты на прохождение реабилитации в частных центрах. «Но до сих пор процесс сертификации таких центров не отлажен. А лечат там так же непрофессионально: где-то молитвами, где-то приковывают наручниками или закапывают в землю. Правительство ставит больных перед выбором: лечиться или идти в тюрьму. Вот только лечение обеспечить не может».
По данным Фонда имени Андрея Рылькова, сейчас суды крайне редко назначают отсрочку наркозависимым. Во-первых, их чаще всего судят за сбыт наркотиков, а статьи, предполагающие лечение, идут «в довесок». Но главное, закон не регулирует, как судья должен установить, является ли осужденный наркозависимым. К тому же неясно, как ФСИН должна следить за такими пациентами.
Адвокаты также скептически относятся к инициативе ФСКН. «Дали человеку два года, он год лечился, а еще на год пошел сидеть в колонию. Судимость не исчезает. Зачем, спрашивается, ему лечиться?» — отметил «Ъ» адвокат правозащитной ассоциации «Агора» Дмитрий Динзе. По его мнению, было бы намного эффективнее, если бы в России ввели лечение и реабилитацию от наркозависимости как альтернативу тюремному заключению. Кроме того, добавляет господин Динзе, те категории наркоманов, которые, как правило, попадают под контроль ФСКН, на лечение и реабилитацию вряд ли согласятся. «Обычно попадаются те, кто употребляет дезоморфин («крокодил») или героин. Этим людям всегда легче отсидеть, чем мучить себя ломкой в реабилитационном центре»,— уверен Дмитрий Динзе.