Назад к крепостничеству?



Общественная палата РФ и Совет по правам человека при Президенте РФ в понедельник провели внеочередное совместное заседание по ситуации вокруг московского магазина «Продукты».

Напомним, граждане Узбекистана и Казахстана, предположительно попали в рабство к владельцам магазина «Продукты» на улице Новосибирской и годами трудились на предпринимателей вплоть до неожиданного освобождения.

Заседание посетили все, кто так или иначе причастен к ситуации: правозащитники, которые привлекли внимание к ситуации, представители МВД, СК, ФМС, только московская прокуратура проигнорировала приглашение. Именно к данному ведомству у участников совещания был самый главный вопрос: по какой причине возбужденное СК уголовное дело по факту незаконного удержания людей, было через два дня прекращено районным прокурором?

«Дело это, конечно, совершенно удивительное, хоть и не беспрецедентное. В данном случае рабовладельцы оказались еще и жесточайшими садистами, а операция по освобождению людей проводилась, к сожалению, не правоохранительными органами, а гражданскими активистами. И мы уже получаем предупреждение, что нашим сотрудникам не стоит вмешиваться в это дело», – рассказала собравшимся правозащитница Светлана Ганнушкина.

Олег Мельников, активист молодежного движения «Альтернатива», рассказал, как он вместе со своими коллегами освобождал людей, которые находились в магазине.

«К нам обратилась мать одной из девушек. Мы сходили в магазин, и там подтвердилось, что одна из его работниц подходит под описание. Мы знали, что правоохранительные органы не заинтересованы в том, чтобы помочь этим людям, и решили сначала их освободить, а потом позвонить в полицию», – заявил молодой человек.

По его словам, в ОВД «Гольяново» всех освобожденных загнали в актовый зал и в течение 9 часов не принимали от них никаких заявлений. За это время в участок, по его словам, приезжал хозяин магазина, Сакен Муздыбаев.

«А как вам объясняли, по какой причине не принимались заявления?» – спросил у активиста советник президента по правам человека Михаил Федотов.

«Они говорили, что ведутся следственные действия», – ответил Мельников.

Координатор комитета «Гражданское содействие» Анастасия Денисова рассказала, как, по ее мнению, велось следствие в СК.

«4 ноября Следственный комитет возбудил дело по незаконному лишению свободы. Тут же все освобожденные были приглашены для участия в очных ставках. 6 ноября оказалось, что никаких очных ставок не будет, следователь Семирханов потребовал, чтобы правозащитники доставили всех девятерых освобожденных, а сам позвонил сотрудникам ОВД „Гольяново" и сказал: сейчас они будут у меня, подъезжайте. Хотели оформить на них протоколы и выдворить», – заявила она.

По ее словам, правозащитники сделали все возможное, чтобы не отдать потерпевших, несмотря на то, что полицейские даже пытались блокировать машины адвокатов. Кроме этого, Денисова рассказала, что 5 ноября владельцев магазина – Жансуллу Исланбекову и Сакена Муздыбаева – также видели в СК.

«Почему они не были задержаны и имеют возможность угрожать нашим подзащитным?» – этот вопрос Денисова задала в ОП РФ представителю СК Алексею Зязеву.

Зязев пояснил, что никаких следственных действий не проводилось из-за того, что расследование было блокировано прокуратурой, которая отменила постановление о возбуждении уголовного дела уже 6 ноября. По словам Зязева, это постановление СК обжаловало, но прокуратура ВАО пока не приняла по нему никакого решения. Однако, в СК, по словам его представителя, «выработана четкая позиция по этому поводу» и ведомство готово идти «вплоть до Генеральной прокуратуры».

В свою очередь, представитель Управления собственной безопасности ГУ МВД Москвы Андрей Севрюгин заявил, что глава московской полиции Анатолий Якунин тоже взял это дело под свой контроль и в УСБ намерены разобраться со всем, что касается действий сотрудников ОВД «Гольяново». Проверка, по словам Севрюгина, идет с 10 ноября. Пока она показала следующее: ни одно имя названных сотрудников ОВД, кроме одного участкового не совпало.

Помещения, где, якобы, содержались рабы, непригодны для проживания людей. Женщины, которые написали заявления, несколько раз выезжали за пределы России и никогда не жаловались, а среди 70 опрошенных жителей близлежащих домов никто не показал, что работники магазина были похожи на рабов.

Севрюгин, тем не менее, подчеркнул, что итоги подводить рано, так как проверка пока не закончена, и он очень рассчитывает на поддержку со стороны правозащитников.

Начальник УФМС России по г. Москве Ольга Кириллова, со своей стороны, пообещала, что ведомство не будет принимать никаких решений о депортации освобожденных из магазина людей до момента, пока вопрос с уголовным делом не будет разрешен. Она также пообещала, что действиям сотрудников ФМС, которые проводили проверку в магазине незадолго до предположительного освобождения людей, тоже будет дана правовая оценка.

«Сейчас очень важно, чтобы в деле не была поставлена точка. Важно выяснить позицию прокуратуры по поводу уголовного дела, дождаться результатов проверки полицейской службы собственной безопасности и в итоге добиться того, чтобы виновные в нарушениях закона за это ответили. Иначе наши дискуссии только дискуссиями останутся и не будут иметь никакого отношения к защите прав человека», – подчеркнул Кучерена.

Член ОП РФ Ольга Костина отметила, что данная ситуация также указывает на трудности, возникающие при адаптации мигрантов в принимающем обществе и предложила обратиться в Правительство Москвы с целью развития профильного центра.

Пресс-служба Общественной палаты с использованием материалов газеты «Московский комсомолец»