Новый законопроект определит, кто будет ловить дистанционных мошенников



alttext



Правительство России одобрило проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, прописывающий важное правило расследования телефонных мошенничеств: кто именно должен ловить дистанционных аферистов.

Проблема в том, что телефонное мошенничество и любое дистанционное преступление – это не обычная кража, где в одной точке пространства сходятся преступник и сейф, соответственно, есть конкретное место преступления и нетрудно определить, какой отдел полиции обязан поймать воришек.

Но когда мошенники работают удаленно, они могут практически одновременно совершить преступление в Москве и Хабаровске. Поэтому возникает вопрос подследственности. Кому поручить расследование: московскому или хабаровскому следователю? Вроде бы проблема процедурная, но из-за нее мошенники часто получают фору. А такого быть не должно.

Вряд ли кто-то еще не знает, насколько актуальна сегодня проблема телефонных мошенничеств.

“Результаты работы органов предварительного расследования в последние годы свидетельствуют об устойчивой тенденции роста уголовно наказуемых деяний, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые все больше приобретают межрегиональный и межгосударственный характер”, – отметил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

По его словам, практика показывает, что хищения имущества, совершаемые дистанционно, как правило, связаны с большим числом потерпевших, а количество эпизодов при этом может превышать несколько сотен. В то же время потерпевшие могут находиться как в одном, так и в нескольких регионах, а злоумышленники – в тех же либо других регионах или даже за пределами Российской Федерации.

“Уголовные дела о таких преступлениях могут быть подследственны различным органам предварительного следствия, поэтому после производства неотложных следственных действий возникает необходимость определения подследственности”, – разъяснил председатель правления АЮР.

Как правило, местом совершения киберпреступлений считается место, где совершали свои действия преступники. Например, тот конкретный банкомат, в котором аферист с помощью чужой или поддельной платежной карты снимает наличные. Или магазин, в котором преступник по чужой карте покупает товары. Но как узнать, где сидит телефонный мошенник? И что делать, если он звонит из-за границы?

“Производство предварительного следствия по месту нахождения обвиняемого не всегда возможно, поскольку не все такие преступления могут быть оперативно раскрыты, – подчеркнул Владимир Груздев. – Кроме того, свидетели по многоэпизодному уголовному делу также могут быть установлены далеко не сразу. С учетом этого в целях защиты прав потерпевших законопроектом предлагается дополнить УПК РФ нормой, которая определяет местом производства предварительного расследования место нахождения большинства потерпевших”.

Соответствующий законопроект внесла в Госдуму группа депутатов и сенаторов. Правительство России поддержало инициативу законодателей.

Напомним, что недавно в Госдуму правительством также был внесен законопроект о внедрении системных мер противодействия телефонным мошенникам.

В том числе предполагается создание государственной информационной системы по противодействию правонарушениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Предлагаются и другие меры.

Владислав Куликов. РГ.RU.