- 02.02.2015
Общественная палата и Совет по правам человека ведут борьбу за третий сектор
В Общественной палате (ОП) прошло заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства о некоммерческих организациях (НКО). В частности, речь идет о создании общероссийского реестра НКО и их разделении на социальные и политические. Не все эксперты видят в этом необходимость, указывая, что есть и альтернативные варианты по наведению порядка в так называемом третьем секторе.
На этом заседании с участием представителей и самого некоммерческого сектора, а также Минюста, Минфина и Федеральной налоговой службы (ФНС) обсуждались инициативы, выработанные ранее президентским Советом по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Камнем преткновения стало разделение НКО на социально ориентированные (СО) и, условно говоря, политические.
Эксперты не смогли договориться, стоит ли отделять одну категорию от другой и можно ли это вообще сделать.
По словам члена ОП Елены Тополевой-Солдуновой, многие из экспертов высказались против распределения НКО на две строгие категории: «Они утверждают, что существует гораздо больше разновидностей НКО, это многообразный сектор. Например, общество любителей бабочек нельзя отнести ни к социальным, ни уж тем более к политическим». Поэтому, кстати, появилась идея, что надо оставить нынешнее понятие «социально ориентированные организации», так как оно уже используется в законодательстве, в том числе для раздачи субсидий, но разделить их на несколько категорий. В зависимости, например, от характера управления, прозрачности работы, распределения средств и т.д. «Было и предложение выделить среди СО НКО еще более узкую группу таких организаций, которые отвечали бы определенным критериям и были готовы взять на себя дополнительные обязательства», – подчеркнула член ОП. Именно такие НКО, судя по всему, и могли бы брать себе часть государственных функций в социальной сфере, о чем, напомним, уже неоднократно говорил президент Владимир Путин.
Как известно, в январе он заявил о необходимости совершенствовать закон, но при этом предупредил и о возможных рисках. Собеседница «НГ» рассказала, что рабочие группы ОП и СПЧ, засевшие за обновление законодательства об НКО, по сути дела, одновременно, ждут сейчас нового поручения президента. По словам Тополевой-Солдуновой, пока не ясно, кто же будет заниматься составлением реестра НКО, «поскольку его нужно постоянно обновлять, совершенствовать и контролировать те НКО, которые находятся в нем». Предполагается, что для этого либо будет создан новый департамент в Минюсте, либо реестр попадет в руки непосредственно ОП. Но в последнем случае нужно будет менять закон об ОП.
Между тем на днях СПЧ направил в Минэкономразвития собственные предложения по поддержке более широкого спектра НКО, а именно участвующих в развитии гражданского общества и реализующих социально значимые проекты. В частности, речь идет о введении в законодательство понятия «социальное предпринимательство». По мнению правозащитников, административные барьеры перед такой деятельностью должны быть убраны. В рамках своей «платной» деятельности НКО должны получать такую же поддержку, как и обычные малые и средние предприниматели. В документе говорится и о помощи новым социально значимым НКО – через разработку типовых уставов и упрощение системы регистрации. На первые три года новым НКО предлагается значительно уменьшить объем отчетности, но при этом должна будет проводиться независимая оценка эффективности их проектов. Также за НКО предлагается предусмотреть право обращаться в суд «для защиты неопределенного круга лиц». И предоставить им допуск к контролю за деятельностью учреждений закрытого типа – мест лишения свободы или специнтернатов. СПЧ также в очередной раз предложил уточнить понятия «иностранный агент», «политическая деятельность», «участие в политической деятельности». И, конечно, отменить ответственность за злостное уклонение от регистрации в качестве НКО, исполняющего функции иностранного агента.
На сегодняшний день в списке НКО, выполняющих функции иностранного агента, находится 35 организаций. И еще несколько штук могут попасть в него в ближайшее время. Сейчас, например, прокурорская проверка проходит в российском отделении Transparency International – международной организации, которая работает в России с 1999 года и занимается борьбой с коррупцией. Сотрудники надзорного органа полагают, что деятельность этой НКО соответствует статусу иностранного агента. Правозащитникам уже вручили требование предоставить сегодня прокуратуре ряд документов. Аналогичное требование предъявлено и главе комитета «Гражданское содействие» Светлане Ганнушкиной. В пятницу прокуратура начала внеплановую проверку этой НКО. Сегодня правозащитница должна явиться в Мещанскую межрайонную прокуратуру «для дачи письменных пояснений по вопросам деятельности организации» и предоставить оригиналы уставных и финансовых документов, сведения о мероприятиях, печатной продукции – короче говоря, по некоторым позициям не менее 20 бумаг. Однако, по словам Ганнушкиной, выполнить требование о доставке в прокуратуру десятка килограммов документов организация не в состоянии. Сама она считает, что привлекла внимание прокуратуры своим выступлением в Конституционном суде 22 января, где рассматривалась коллективная жалоба крупнейших правозащитных организаций на прокурорские проверки в НКО.
Екатерина Трифонова, корреспондент отдела политики “Независимой газеты”