- 01.03.2012
Около 64,5 тыс россиян числились в 2011 году пропавшими без вести
По статистике, полицейским удается найти пропавших без вести в 90% случаев. О том, где быстрее всего найти пропавшего человека, с чего начинают его поиски, нужно ли расклеивать объявления об исчезновении ребенка на станциях в метро и чем для детей может обернуться развод родителей, рассказал в интервью РИА Новости заместитель начальника главного управления уголовного розыска МВД России Валерий Красильников. Беседовала Мария Глебова.
– Валерий Владимирович, сколько сейчас людей числится пропавшими без вести?
– В 2011 году в России было объявлено в розыск 64,5 тысячи человек, из которых более 21 тысячи – несовершеннолетние.
Необходимо отметить, что большую часть пропавших взрослых составляют люди, ведущие асоциальный образ жизни, склонные к пьянству, употреблению наркотиков, а также психически больные, престарелые граждане, страдающие потерей памяти. Если же говорить о несовершеннолетних, то абсолютное большинство пропавших – это подростки, убегающие из социальных и образовательных учреждений, а также из проблемных семей. Причем вовсе необязательно, что у них неблагополучные родители, это могут быть и семьи, где детям просто уделяют недостаточное внимание в силу различных причин.
Но полиция ищет и будет искать пропавших людей вне зависимости от социального статуса до тех пор, пока не исчерпаны все возможности для розыска. Неслучайно нашими ведомственными нормативными актами предусмотрено, что срок ведения розыскных дел составляет 15 лет. Но даже после его прекращения розыск может быть возобновлен при наличии новых сведений о возможном местонахождении разыскиваемого лица.
И эти усилия не пропадают даром – на протяжении последних пяти лет наметилась устойчивая тенденция ежегодного снижения числа лиц, находящихся в розыске. Это связано как с активизацией деятельности органов внутренних дел, так и со снижением числа лиц, объявляемых в розыск. Но, несмотря на это, число наших пропавших сограждан, местонахождение которых нам еще не удалось установить, остается большим – 47,5 тысяч, в том числе более 1,9 тысячи, не достигших восемнадцатилетнего возраста.
– Местонахождение скольких людей удалось установить в прошлом году?
– В прошедшем году сотрудникам органов внутренних дел удалось установить местонахождение более 62,4 тысячи человек, в том числе почти 21 тысячи несовершеннолетних, 4,5 тысячи из которых составляли дети в возрасте до 16 лет. Как правило, местонахождение взрослых людей устанавливается в 92% случаев, несовершеннолетних – в 98-99%. Однако, как я говорил чуть ранее, так называемый остаток не разысканных лиц остается весьма значительным, и именно по этой причине разыскная работа была и остается одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел.
– Часто ли находящиеся в розыске становятся жертвами преступников? Скольких удается найти живыми?
– По данным наших учетов в прошедшем году жертвами преступлений стали 543 человека, в том числе 33 подростка, которые не достигли 18-летнего возраста и еще 19 – не достигших 16 лет. Большинство из этих преступлений раскрыты, но людей, к сожалению, уже не вернешь.
Одна из трагедий произошла в сентябре прошлого года. В полицию Зеленограда обратилась женщина, которая рассказала, что муж забрал у нее дочь и запрещает им общаться. Полиция завела разыскное дело и объявила 4-летнюю Софью Глазкову в розыск. Полицейские проверили место работы мужчины и выяснили, что его уволили месяц назад за прогулы.
Тело девочки было обнаружено в водозаборной бочке на территории заброшенного пансионата "Восток" в поселке Кабардинка Краснодарского края. Судмедэксперты установили, что смерть наступила в результате перелома основания черепа.
Отец ребенка, Анатолий Глазков, в настоящее время находится в федеральном розыске по подозрению в совершении убийства своей малолетней дочери.
– При объявлении человека в розыск, где его начинают искать в первую очередь?
– В первую очередь пропавшего начинают искать там, где его видели в последний раз. Затем, исходя из полученной информации, границы розыска расширяются.
В любом случае при поступлении информации о безвестном исчезновении человека полиция наводит справки по учетам лиц, задержанных или доставленных в органы внутренних дел, пострадавших в ДТП, доставленных в медицинские учреждения. Кроме того, приметы разыскиваемого человека проверяют по учетам обнаруженных неопознанных трупов. Большую помощь в проведении первоначальных разыскных мероприятий нам оказывают бюро несчастных случаев, куда стекается вся вышеуказанная информация.
При этом необходимо иметь в виду, что пополнение этих учетов идет постоянно, в связи с чем проверки проводятся неоднократно.
Кроме того, полиция в обязательном порядке выезжает и осматривает место жительства пропавшего. Это делается для того, чтобы отыскать возможные следы преступления, получить дополнительную информацию и собрать данные, которые позволят идентифицировать человека. В зависимости от обстоятельств исчезновения сотрудники полиции выезжают по месту учебы или работы, иных мест, часто посещаемых разыскиваемым лицом.
В обязательном порядке проводится опрос его родственников, друзей и знакомых, а приметы и фотографии ставятся на централизованный учет сначала в информационном центре регионального органа внутренних дел, а затем и в главном информационно-аналитическом центре МВД России.
При выявлении признаков криминального исчезновения собранные полицией материалы незамедлительно направляются в соответствующее подразделение Следственного комитета РФ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Если же человек пропал при очевидных обстоятельствах – ушел в лес за грибами, ягодами, на рыбалку, охоту, купался в реке, а все вещи остались на берегу – органы внутренних дел организуют проведение спасательных операций. Для этого привлекаются поисково-спасательные подразделения МЧС России, водолазы, военнослужащие внутренних войск, работники лесного и водного хозяйства, представители общественности.
– Что касается пропажи детей, чаще они самовольно уходят из дома, их похищают или они просто теряются?
– Из примерно 20 тысяч ежегодно объявляемых в розыск несовершеннолетних около 50 человек становятся жертвами преступлений или несчастных случаев. Большая часть детей самостоятельно или с помощью полиции возвращается в семью или детское учреждение, откуда они сбежали.
Дети, заблудившиеся в городе, как правило, получают помощь от окружающих. Сложность представляют случаи пропажи ребенка вне населенных пунктов или в безлюдной местности, например, на заброшенной стройке. Даже при привлечении сил МЧС, армии, добровольцев, найти ребенка в кратчайшие сроки не всегда удается.
В качестве примера можно привести случай исчезновения в сентябре 2010 года в Орехово-Зуевском районе Подмосковья малолетней Елизаветы Фомкиной и ее родственницы Марии Фомкиной, страдающей психическим заболеванием.
Широкомасштабные оперативно-разыскные и поисковые мероприятия по розыску Марии и Елизаветы с привлечением сотрудников МЧС и военнослужащих Минобороны были организованы немедленно, с момента поступления заявления об их исчезновении в органы внутренних дел и продолжались до установления места нахождения разыскиваемых. Их тела с признаками переохлаждения были обнаружены через десять дней.
А вот случаи похищения детей носят единичный характер и рассматриваются как чрезвычайное происшествие. При этом незамедлительно возбуждается уголовное дело по статье 126 УК РФ (похищение человека), личный состав поднимается по тревоге и проводится весь комплекс оперативно-поисковых мероприятий, которые в абсолютном большинстве случаев заканчиваются задержанием преступников и освобождением ребенка.
Значительно чаще встречаются случаи, когда ребенка тайно увозит один из его родителей, несогласный с решением суда об определении места жительства ребенка. Как правило, это происходит в семьях, где один из родителей является уроженцем другого региона России или другого государства.
Именно по причине того, что в подобной ситуации мы сталкиваемся с неисполнением решения суда, законодатель внес определенные коррективы в действующие нормативные акты и с 1 января этого года розыском этой категории граждан занимается не полиция, а служба судебных приставов. Но это не означает, что органы внутренних дел самоустраняются от розыска этой категории граждан – при обращении судебных приставов мы оказываем им всю необходимую помощь.
– Как отлажена работа с волонтерскими движениями? В начале января сотрудники МВД встречались с волонтерами, добровольцы высказали ряд предложений. Какие из них полиция готова взять на вооружение?
– Действительно, в середине января заместитель главы МВД России Игорь Алешин, представители московского и подмосковного главков МВД РФ встретились с членами известных волонтерских отрядов. Обсуждались вопросы совместной работы по розыску пропавших без вести, были определены направления совершенствования взаимодействия, которые в ближайшее время найдут и свое директивное закрепление.
Органы внутренних дел в своей деятельности всегда опирались на помощь населения, и волонтерские отряды не являются исключением. Они уже сейчас оказывают существенную помощь в поиске пропавших – проводят поисковые мероприятия как в городе, так и сельской местности, размещают информацию о разыскиваемых лицах в общественных местах и на специализированных сайтах, опрашивают возможных очевидцев.
Мы, в свою очередь, ориентируем наши подразделения на необходимость совместной работы и считаем возможным рекомендовать родственникам пропавших в определенных случаях дополнительно обращаться за помощью и к волонтерам.
– Все чаще пропавших людей ищут с помощью объявлений в метро. Они действительно помогают или же, наоборот, могут спугнуть преступника и навредить человеку, которого похитили?
– Расклейка подобных объявлений в случае некриминального исчезновения человека не может ему повредить, разве только его репутации, если это человек публичный.
В тоже время, учитывая общее количество находящихся в розыске, практический смысл такая расклейка имеет только при наличии информации о том, что разыскиваемый может появляться на данной станции метро, или что он пропал на данной станции и нужны очевидцы обстоятельств его исчезновения. В любом случае, такие действия желательно согласовывать с сотрудником полиции, непосредственно ведущим розыск пропавшего лица.
Если по факту безвестного исчезновения человека возбуждено уголовное дело по статьям "убийство" или "похищение человека", все действия добровольцев должны согласовываться со следователем, расследующим уголовное дело. В противном случае самодеятельность может привести к печальным последствиям – преступники могут принять дополнительные меры по сокрытию следов преступления, изменить местонахождение похищенного человека и даже убить его.
Кроме того, необходимо отметить, что расклеивание объявлений в метро без разрешения администрации метрополитена влечет за собой привлечение к административной ответственности.
– Искать людей, пропавших, в частности, в лесополосе, полиции помогают сотрудники МЧС. Как часто МВД прибегает к помощи коллег из другого ведомства и почему?
– При получении данных о том, что пропавший оказался в условиях, угрожающих его жизни и здоровью, для проведения широкомасштабных поисковых мероприятий на участках местности полиция в обязательном порядке обращается за содействием не только к поисково-спасательным подразделениям МЧС, но и к военнослужащим внутренних войск и Минобороны РФ, охотникам, работникам лесного хозяйства.
Это связано с тем, что для полноценных поисковых мероприятий в труднодоступных местах необходимо значительное количество личного состава, технических и транспортных средств, которых, как правило, каждое ведомство в отдельности не имеет.
– Как полиция будет улучшать свою работу по розыску пропавших без вести?
– В первую очередь, необходимо совершенствовать нормативную базу. Например, эффективность розыска, причем не только без вести пропавших, но и преступников, была бы гораздо выше, если бы в России существовали полноценные общероссийские банки данных дактилоскопической и геномной информации. Но здесь решить проблему одним принятием закона невозможно, ведь мы сразу столкнемся с целым спектром нерешенных вопросов – от финансовых до морально-этических. Поэтому подготовка этих нормативных актов ведется по мере того, как государство и общество готово к их реализации. Например, сейчас рассматривается идея о геномной регистрации родственников всех пропавших без вести на территории Северного Кавказа, что, несомненно, позволит узнать о судьбе большого числа граждан нашей страны.
Когда мы говорим о совершенствовании нормативной базы, то, конечно же, имеем в виду и совершенствование наших собственных документов. В настоящее время заканчивается подготовка нового приказа, регламентирующего разыскную работу. Им предусмотрен ряд серьезных положений – четко определены функции каждого подразделения МВД при розыске преступников и без вести пропавших, в отдельный раздел выделен розыск несовершеннолетних, закреплена практика использования информационных технологий и взаимодействия с общественностью.
Кроме того, по моему мнению, следует повышать уровень профилактической работы, особенно когда речь идет о детях. Ведь когда мы начинаем их искать, то фактически боремся с последствиями того негатива, который преследует их в повседневной жизни. И это не чисто полицейская задача – в ее решении активную роль должны играть и органы образования, и социальные службы, и местное самоуправление, и общественность. На мой взгляд, было бы намного эффективнее установить систему социального патронажа за детьми, находящимися в сложной жизненной ситуации, чем потом выискивать их по притонам. Тем более что подобный образ жизни в подавляющем числе случаев приводит молодых людей на скамью подсудимых.
Считаю, что назрела необходимость в выработке стандартов безопасности для всех объектов с массовым пребыванием несовершеннолетних, особенно в учреждениях образования и соцзащиты. Ведь не секрет, что содержание охраны и видеонаблюдения в школах в большинстве случаев ложится на плечи родителей. Но зато они могут быть относительно спокойны за то, что с их детьми на территории школы и в ее окрестностях ничего не случится.
А как быть с интернатами, социальными приютами, детскими больницами, не говоря уже об образовательных учреждениях закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей? Вовремя не замеченные конфликты, появление на территории посторонних лиц, недостаточная техническая оснащенность этих объектов – все это может спровоцировать уход детей. Конечно, охрана, видеонаблюдение, пропускной режим и прочие подобные меры не панацея, но снизить существующие риски могут.
И МВД России готово участвовать в этой работе, действуя совместно со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами.
Еще одно направление – укрепление сотрудничества с институтами гражданского общества: волонтерами, родительскими комитетами, любыми общественными формированиями, готовыми участвовать в решении социальных проблем.
Сейчас мы уже готовим памятку для волонтеров по взаимодействию с сотрудниками полиции, в которой будут прописаны рекомендации о том, как им действовать в той или иной ситуации. Ограничивать гражданскую инициативу мы не собираемся, но хотим добиться того, чтобы была обеспечена безопасность волонтеров, а работа по розыску людей была согласованной и эффективной.
Помимо всего прочего, мы совершенствуем и свою оперативно-разыскную работу, модернизируем поисковые системы, действующие на базе главного информационно-аналитического центра и аккумулирующие сведения не только из всех регионов России, но и стран СНГ, что позволяет обнаруживать без вести пропавших граждан и на территории других государств.
Например, в конце декабря 2011 года в МВД России поступило обращение от украинских коллег с просьбой об оказании помощи в розыске несовершеннолетней Алины Исмаиловой, проживающей в Харькове, которая 26 декабря ушла из дома и не вернулась. В обращении были указаны приметы разыскиваемой, одежда, в которую она была одета, а также места возможного ее появления на территории РФ.
Полученная информация была немедленно направлена в органы МВД России на региональном уровне, на розыск несовершеннолетней был ориентирован личный состав подразделений полиции. В ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий местонахождение девочки было установлено и 9 января 2012 года ее передали прибывшим за ней сотрудникам УМВД Харькова.
Мы также планируем, что информация о без вести пропавших согражданах будет размещаться на сайтах всех территориальных органов внутренних дел. Ведь старые методы, когда плохо различаемые фотографии вывешивались на щитах около районных отделов внутренних дел или пересылались по факсу, уже не работают.
– Какие можете дать советы родителям детей, склонных убегать из дома?
– Необходимо выявлять и устранять причины, по которым ребенок убегает из дома. От хорошей жизни, от любящих родителей дети не бегут, за исключением случаев психического отклонения в развитии. Ребенок должен быть под постоянным присмотром родителей. У него должно быть как можно меньше свободного времени. Желательно записать его в кружки или секции, приучить к чтению книг, поощрять его хобби, развивать его творческие способности. При необходимости не стесняться обращаться за консультацией к детским психологам, врачам-психиатрам и невропатологам. В тоже время родители должны уважать личность ребенка, его право на самостоятельность, не препятствовать его желанию сходить с друзьями в кино или в гости. Излишняя опека, особенно над подростками, может привести к обратной реакции.
Я понимаю, что многие могут отнестись к моим рекомендациям скептически, назвать их труднореализуемыми и банальными. Но они действительно могут вовремя остановить детей от опрометчивого шага.