Памятка для тех, кто оказался в трудной ситуации



Марина Максимова и Алексей Дурново поговорили в эфире "Эхо Москвы" с начальником Управления организации дознания ГУ МВД по г. Москве, майором полиции Павлом Миловановым о том,что нужно делать, если вы стали потерпевшим по уголовному делу.

М. МАКСИМОВА – Давайте попробуем сделать радиопамятку для тех, кто оказался в трудной ситуации. Уголовное дело это какой-то крупный ущерб, либо физическому здоровью, либо финансам, либо еще что-то. То есть человек в очень затруднительной ситуации. Что делать?

П. МИЛОВАНОВ – Первое буквально, если позволите, пару слов скажу, вообще что такое потерпевший. Немножко юридических терминологий. Если простым обывательским языком, то это лицо, в отношении которого совершено преступление, и которому в результате преступления причинен или имущественный или физический или моральный вред. Это такая основа. В соответствии с 42 статьей УПК, потерпевший по уголовному делу может давать показания по обстоятельствам совершенного преступления, заявлять ходатайства, знакомиться с материалами уголовного дела, проведенного с его участием. По окончании предварительного расследования вправе ознакомиться в полном объеме со всеми материалами уголовного дела. Также немаловажно, на мой взгляд, он имеет право на возмещение материального, морального, имущественного вреда. В результате причиненного преступного действия. Он имеет право получать копии процессуальных документов, следователь или дознаватель обязан уведомлять его о совершенном, вернее о процессуальных решениях по уголовному делу. Или же о приостановлении, прекращении и так далее. Он вправе участвовать в ходе судебного разбирательства. Приносить жалобы, обжаловать действия дознавателя или следователя в прокуратуре или суде. Вместе с тем потерпевший предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. И тут тоже немаловажный фактор, что в случае дачи ложных показаний потерпевший может быть привлечен к уголовной ответственности по 36 статье. Это тоже нужно иметь в виду. В случае, если в отношении вас совершено какое-либо преступление, в первую очередь естественно, необходимо обратиться в органы внутренних дел, в полицию так называемую, написать заявление, при написании заявления необходимо изложить все те обстоятельства, которые были совершены в отношении вас. Подать заявление в дежурную часть и в обязательном порядке получить так называемый в простонародье корешок, квитанцию на ваше заявление. В последующем по этой квитанции, корешку, отрывному талону, если говорить правильно, очень просто будет проследить ваше заявление, то есть движение этого заявления от одного исполнителя к другому. И какое процессуальное решение по нему принимается. В случае если в отношении вас было совершено преступление, связанное с причинением каких-то телесных повреждений, в обязательном порядке необходимо обратиться в медицинские учреждения, вызвать скорую помощь, обратиться в травмопункт и зафиксировать эти повреждения. Если имущественного характера, то никоим образом не пытаться, если к примеру была совершена кража из автомашины сумки и так далее, не пытаться…

М. МАКСИМОВА – Это тоже уголовное дело.

П. МИЛОВАНОВ – Да, конечно.

А. ДУРНОВО – Человек, ставший потерпевшим, может не обращаться. Или обязан.

П. МИЛОВАНОВ – Конечно может не обращаться, это его право. Но надо понимать, что, не обратившись, лицо, совершившее преступление, волей-неволей уходит от уголовной ответственности. Этого допускать нельзя. Есть такое понятие как латентная преступность. То есть когда лица не сообщают о совершенном преступлении. Когда вас кто-то ударил, совершил кражу, ограбил, и вот в процентном соотношении, это научно установлено, около 20% латентная преступность. То есть та преступность, которая идет официально зарегистрированная, плюс еще 20% латентная. Это достаточно большой процент на мой взгляд. И конечно же, мы с этим боремся, проводим разъяснительные беседы. Что обязательно сообщите.

М. МАКСИМОВА – А имеет ли смысл? Потому что некоторые наоборот сталкиваются с другой вещью, когда например, произошло что-то, но пострадавший человек не успел хорошо рассмотреть преступника. И потом говорят, что зачем заводить, когда это будет висяк, потому что опознать его не сможете и что дальше.

П. МИЛОВАНОВ – У нас да, действительно достаточно много нераскрытых преступлений, если взять прошлый год, да и этот год, мы уже около 12 тысяч преступлений, вернее уголовных дел возбудили, из которых не так много раскрыли. В прошлом году 75 тысяч по линии дознания осталось уголовных дел нераскрытых. Но по каждому уголовному делу похищенное имущество поставлено на учет, составлены фотороботы, проанализирована криминогенная ситуация. То есть перераспределены маршруты патрулирования нарядов и так далее. То есть проводится другая работа, направленная на профилактику преступлений. Более того, в последующем, когда раскрываются другие преступления, мы, к примеру, поймав человека, который совершает грабежи, мы естественно его отрабатываем на причастность к другим преступлениям. Соответственно не зная об этих преступлениях, которые были, о которых лица нам не сообщили, доказать и установить причастность этого лица к этим преступлениям достаточно сложно. А ведь мы очень большое количество уголовных дел направляем так называемые многоэпизодные. Когда, поймав человека, он под тяжестью собранных доказательств сознается в тех грабежах, которые он совершил. Тогда как потерпевший в большинстве своем даже не видели, кто это сделал.

М. МАКСИМОВА – То есть вы не будете отфутболивать человека, если допустим, он заявляет о какой-то краже или насилии, но при этом опознать человека не может.

П. МИЛОВАНОВ – Нет, конечно. В обязательном порядке все преступления, все сообщения регистрируются. По ним проводятся проверки и принимаются процессуальные решения.

А. ДУРНОВО – Есть еще такая проблема, потерпевший обращается. В его адрес поступают угрозы. Существует какая-то программа защиты?

П. МИЛОВАНОВ – Да, есть федеральный закон о защите потерпевших, свидетелей. И у нас целое подразделение в Главном управлении создано, которое осуществляет защиту этих лиц. Тут бояться абсолютно нечего. Более того, вплоть до уголовного преследования, даже сейчас у нас информация несколько такая конфиденциальная, но принимаем процессуальные решения по таким фактам, и очень жестко и оперативно стараемся на них реагировать.

А. ДУРНОВО – Возвращаясь к опознанию. Если не может потерпевший опознать преступника, то преступника отпускают или есть какие-то другие способы установить, кто напал.

П. МИЛОВАНОВ – Конечно есть полный комплекс следственно-оперативных мероприятий, направленных на доказывание вины этого лица. Это наличие у него изъятого или похищенного имущества. Наличие или совпадение отпечатков пальцев, микрочастиц, каких-то других биологических… По трасологическим экспертизам, когда отпечатки ноги, следов и так далее. То есть полный комплекс, плюс необязательно если потерпевший не видел лицо преступника, то не видели это другие лица, которые были рядом. Плюс очень активно мы используем видеозаписи для доказывания, для фиксации совершенных преступлений. Которых сейчас действительно много и они достаточно хорошего качества стали.

М. МАКСИМОВА – А человек, который допустим, пострадавший не опознал преступника, если потом его нашли, потому что он был замешан в другом деле, вот этого потерпевшего должны уведомить.

П. МИЛОВАНОВ – Конечно. В обязательном порядке он уведомляется. Вызывается, с ним проводятся следственные действия. Проводятся очные ставки, проверки показания на месте, следственные эксперименты. Конечно. И ведь УПК подразумевает и предоставляет возможность достаточно много процессуальных действий, направленных на закрепление вины этого лица.

М. МАКСИМОВА – Просто в самом начале передачи вы говорили, что пострадавший имеет право требовать какие-то протоколы, то есть правильно я понимаю, что это не означает какого-то автоматического уведомления. Что он может позвонить, затребовать.

П. МИЛОВАНОВ – Дознаватель или следователь обязаны это делать, и мы всегда уведомляем лиц о тех или иных процессуальных решениях, которые по его уголовному делу принимаются или по его заявлению. Это в обязательном порядке происходит. Это мы обязаны делать. Конечно. Безусловно. Причем именно потерпевшего, не свидетеля, не очевидца. Именно потерпевшего. В чем и разница между лицами, проходящими по делу и потерпевшим. Многие не совсем это понимают, что у потерпевшего спектр прав очень большой, предусмотренный начиная с Конституции, и заканчивая УПК.

М. МАКСИМОВА – Насколько я знаю, что если человек стал потерпевшим, нужно как можно быстрее уведомить об этом полицию. Но что происходит, если человек получил какие-то физические травмы, обратился на следующий день или через день.

П. МИЛОВАНОВ – Чем быстрее человек сообщает нам о совершенном в отношении него преступлении, тем больше шансов раскрыть это преступление по горячим следам. Естественно, чем больше он предоставит нам информации, к примеру, о приметах лица, одежде, машине, в которой уехало лицо, тем больше шансов раскрыть это преступление.

М. МАКСИМОВА – Но смысл есть на следующий день заявлять?

П. МИЛОВАНОВ – Конечно.

М. МАКСИМОВА – А если человек в больницу попал.

П. МИЛОВАНОВ – Если человек попадает в больницу, из больницы в обязательном порядке направляется к нам телефонограмма, в любую дежурную часть они направляют.

М. МАКСИМОВА – Это врачи должны делать?

П. МИЛОВАНОВ – Да. Администрация больницы они нам направляют в дежурную часть телефонограмму о том, что поступило лицо с переломом руки, пробитой головой. Ну или какими-то телесными повреждениями, обстоятельства которых неизвестны. В обязательном порядке в больницу выходит сотрудник полиции, берет объяснения, выясняет все обстоятельства совершенного преступления.

А. ДУРНОВО – А если в полицию обратился свидетель преступления, а не потерпевший.

П. МИЛОВАНОВ – У нас уголовно-процессуальное законодательство предусматривает несколько видов совершаемых преступлений, это частно-публичного, частного и публичного характера. То есть, есть ряд преступлений, которые возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. То есть потерпевший обязан придти и сообщить, что в отношении него было совершено преступление. Есть преступления, которые возбуждаются без заявления. Тогда достаточно просто, чтобы нам о нем сообщил, кто бы то ни было.

М. МАКСИМОВА – А какие?

А. ДУРНОВО – Я увидел на улице, двое бьют одного, он лежит в крови, я вызвал скорую помощь, и полицию.

П. МИЛОВАНОВ – Приезжает полиция, если там уже никого не осталось, грубо говоря, подрались и разошлись, если вы говорите он лежит, к сожалению, с существенными телесными повреждениями, то естественно будет вызвана скорая, его отвезут, и уже по тяжести, если к примеру легкий вред здоровью или побои, то в обязательном порядке необходимо будет его заявление. Так просто возбудить уголовное дело нельзя. Если тяжкий вред здоровью, можно даже без его заявления.

А. ДУРНОВО – Но с моей стороны в таком случае не будет ложный вызов?

П. МИЛОВАНОВ – Нет. Ложный вызов, это преступление, совершаемое с прямым умыслом. То есть лицо заведомо предполагает и осознает, что никакого преступления нет. Если у вас есть хоть какое-то подозрение на то, что действительно кто-то что-то где-то совершает, ни о каком ложном вызове говорить не приходится.

А. ДУРНОВО – Если свидетель сообщил о преступлении вот таком, о котором мы сейчас говорили, смысл приезда на место сотрудников полиции, какую работу они там будут делать.

П. МИЛОВАНОВ – Отработка жилого сектора, установление очевидцев, получение с вас в том числе письменных объяснений, пояснений и так далее. То есть фиксация места происшествия. Потому что, как правило, совершая преступление, что-то на нем остается. Следы, какие-то вещи, следы крови. Все это нужно зафиксировать. Уж потом определяться по тяжести, и определяться, необходимо заявление или нет.

А. ДУРНОВО – То есть они всю эту работу делают без возбуждения уголовного дела.

П. МИЛОВАНОВ – Да.

А. ДУРНОВО – А потом ждут, пока напишет заявление сам потерпевший.

П. МИЛОВАНОВ – Если заявление необходимо, то да. Если нет, то незамедлительно возбуждается уголовное дело. В том числе прям на месте происшествия это можно сделать. Для того чтобы проводить какие-то следственные действия.

М. МАКСИМОВА – Мы сейчас говорили, если сообщает не сам потерпевший, допустим, свидетели. Но новость сегодняшнего дня, президент Дмитрий Медведев поставил перед полицией задачу активнее реагировать на журналистские расследования и сообщения в СМИ. «Надо более тесно сотрудничать со структурами гражданского общества и СМИ, реагировать на расследования по линии СМИ, на журналистские расследования, даже если они имеют обостренный или эмоциональный характер. От этого нельзя отмахиваться, даже если с точки зрения профессионалов даются неверные уголовно-правовые оценки». Вы как-то просматриваете…

П. МИЛОВАНОВ – В обязательном порядке. Это так называемые дополнительные источники. То есть в обязательном порядке мы смотрим, проверяем, анализируем. Проводим проверки, вызываем людей, получаем объяснения, даем процессуальную оценку этим действиям. В качестве примера наиболее актуального могу привести по жестокому обращению с животными. Когда в Интернете очень часто публикуются или видеоролики или сведения о том, что собак, что-то такое нехорошее с ними совершили. Все вот эти материалы по каждому проводим процессуальные проверки и принимаем процессуальное решение. Во многих случаях возбуждали уголовные дела. Это именно поступило, наш анализ по Интернету, по СМИ. По газетным публикациям и так далее.

М. МАКСИМОВА – То есть у вас есть специальные люди или какой-то отдел, получается, вы мониторите СМИ или как это происходит? Как вы узнаете о сообщениях в Интернете?

П. МИЛОВАНОВ – Как правило, мы уже все это получаем через, то есть получив в СМИ, мы эту информацию анализируем, купируем в наших журналах и по ним проводим проверку. Да, есть специальные подразделения, отделы, которые непосредственно этим занимаются.

М. МАКСИМОВА – А вы в этом случае авторам статей, роликов звоните?

П. МИЛОВАНОВ – Да. В обязательном порядке вызываем, получаем объяснения. Но не всегда, потому что все эти публикации под псевдонимами публикуются и достаточно сложно, проблематично кого-либо установить. Но мы предпринимаем эти меры. Если это на компьютере, то с какого сервера, устанавливаем IP-адреса. Где эти адреса зарегистрированы. И далее по цепочке пытаемся установить.

А. ДУРНОВО – Очень часто приходится слышать фразу о том, что возбуждено уголовное дело, а вы сказали, что это можно сделать даже на месте преступления, какие действия нужно совершить для того, чтобы оно было возбуждено.

П. МИЛОВАНОВ – Это по тяжести. Если делать публичного обвинения, то нужно возбудить непосредственно на месте. Получив сообщение о преступлении, выезжает на место следственно-оперативная группа и, установив факты преступления, это 4 фактора – субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона. Если все это есть, то есть, есть признаки состава преступления, возбуждается уголовное дело.

А. ДУРНОВО – Вот они что говорят, мы возбудили уголовное дело.

П. МИЛОВАНОВ – Да.

А. ДУРНОВО – То есть они просто произносят это.

П. МИЛОВАНОВ – Выносится постановление.

А. ДУРНОВО – Прямо ими?

П. МИЛОВАНОВ – Или дознаватель или следователь, в зависимости от категории преступления на месте принимает решение…

А. ДУРНОВО – То есть он пишет бумагу…

П. МИЛОВАНОВ – Выносит постановление.

А. ДУРНОВО – И ее в карман кладет или передает куда-то.

П. МИЛОВАНОВ – Нет, почему, составляется протокол, смотрим место происшествия, допрашиваются лица, назначаются соответствующие экспертизы криминалистические, выносится постановление. То есть формируется в один общий процессуальный пакет. Пакет документов.

М. МАКСИМОВА – Здесь в продолжение темы уведомления потерпевшего. Ирина спрашивает: обязаны ли оповещать потерпевшего о выходе осужденного из тюрьмы?

П. МИЛОВАНОВ – Нет. Не обязаны.

М. МАКСИМОВА – То есть они не будут знать о том, что их обидчик…

П. МИЛОВАНОВ – Сейчас, касаясь этой темы, принята новая статья в Уголовном кодексе, так называемый административный надзор. То есть лицо, освобождаемое из мест лишения свободы, в обязательном порядке должно прибыть на место своего проживания и там зарегистрироваться. Если оно этого не делает, то в отношении него может быть возбуждено уголовное дело. Это новая норма права, которая только появилась. И мы сейчас прорабатываем этот вопрос, и я думаю, в ближайшее время будем нарабатывать и уголовную практику по этой статье. 314-я прим. статья, именно… дознания. Там предусмотрено лишение свободы до одного года, сейчас могу ошибаться, но, по-моему, до одного года.

А. ДУРНОВО – Спасибо большое.

 "Эхо Москвы"