План Брюна



Московских учащихся начинают тестировать на наркотики. В Москве в отличие от некоторых других регионов, где проект обкатывался в пилотном режиме, процедура тестирования будет добровольной.

Как сообщил главный нарколог Минздравсоцразвития Евгений Брюн, порядок проведения тестирования на наркотики прописан в соответствующем приказе Минздравсоцразвития, который сейчас проходит согласование в Минюсте. Сдавать кровь в рамках программы профилактики наркотической зависимости среди молодежи разрешат в добровольном порядке. Подвергать этой процедуре, которую многие считают унизительной, детей можно будет начиная с 13 лет.

«Родители часто слишком переживают, что пострадает социальный статус их детей. Но я клянусь, что персонифицированных данных мы на эту тему не собираем», – говорит главный нарколог министерства. Бояться московским родителям и учащимся, судя по всему, действительно нечего. Можно просто отказаться от предложений наркологов, которые перед своим визитом в то или иное учебное заведение должны заранее предупреждать и учителей, и учащихся. Но такое уважительное отношение к учащимся появилось в антинаркотическом проекте не сразу. Например, в Татарстане, где с 2006 года проходит пилотный проект по тестированию на наркотики, применяли тактику облав. Как рапортовала в начале весны начальник отдела координации антинаркотической работы аппарата кабинета министров Республики Татарстан Разия Садыкова, в 2011-м «проверки осуществлялись в режиме внезапности». Новаторскую методику Садыкова описывала следующим образом: «Наряд врачей без предупреждения приезжает в какое-либо образовательное учреждение и берет для тестирования определенную группу школьников. Проведение осмотров в самом учебном заведении и эффект внезапности позволят получить более точные данные».

То, что в Татарстане не боятся переусердствовать, бывает заметно и по другим пилотным проектам. Благо этот регион давно стал главным российским полигоном для обкатки социальных инноваций. Но в случае с наркологическими облавами в школах факт отклонений признали. «То, что сделали в Татарстане, не будет распространено на другие регионы, – заверил Евгений Брюн. – Они использовали тест-полоски для мочи, а это малоинформативная методика. К тому же их обманули: фирма продала бракованные полоски».

О том, что заставлять кого-либо пользоваться даже небракованными полосками насильно и не в лабораторных условиях незаконно, Брюн не сказал. Но подчеркнул, что, дав информированное согласие на обследование, московские школьники могут рассчитывать на анализ крови в амбулаторных условиях. «Тест по моче может показать только наличие остатков самого наркотического вещества, а они обнаруживаются максимум в течение трех дней после приема. В крови же мы видим антитела, которые указывают на то, что наркотик принимался в последние шесть месяцев», – отмечает нарколог.

По мнению Евгения Брюна, эффективность таких проверок достигается не за счет оргвыводов, а за счет самого факта их проведения. «Мы задаем им сакраментальный вопрос, зачем, и в головах начинается сшибка», – объясняет он принцип психологического воздействия на тех, чей тест оказался положительным. Данные выборочного тестирования столичных учебных заведений показывают, что опыт употребления наркотических веществ есть у 15-30% учащихся. Большинство из пробовавших, конечно, не колется героином и не употребляет другие опиаты. Для официальной статистики их существование обычно скрыто. «Сейчас на учете у нас стоит примерно 550 тыс. наркоманов и 500 тыс. из них – это потребители шприцевых наркотиков. Мы не можем сказать, сколько курит марихуану или употребляет галлюциногены, но, по нашим расчетам, их должно быть 1 млн человек», – сообщил Брюн.

Говорить о результатах новой государственной политики в сфере профилактики наркомании можно будет через несколько лет. Пока лишь понятно, что агрессивный пилотный проект в Татарстане не дал ощутимых результатов в ограничении роста числа наркоманов. По официальным данным, за пять лет там было протестировано около 650 тыс. человек, на мероприятия в рамках программы выделено из республиканского бюджета 170 млн руб. При этом в 2010 году было зарегистрировано свыше 2600 новых наркоманов, прирост составил 7% в сравнении с 2009 годом.

Галина Паперная, Московские новости