- 10.04.2012
Платные арестанты
Генеральная прокуратура России внесла представление главе тюремного ведомства, требуя уделять больше внимания, как арестанты расплачиваются по судебным решениям.
Как сообщили в пресс-службе Генпрокуратуры, надзорное ведомство проанализировало соблюдение Федеральной службой исполнения наказаний требований законов при возмещении осужденными имущественного ущерба от преступлений, в том числе в пользу бюджетов всех уровней.
– Результаты надзорной деятельности свидетельствуют о том, что администрациями учреждений и органов уголовно-исполнительной системы допускаются многочисленные нарушения в указанной сфере правоотношений, – отметил заместитель Генерального прокурора Александр Звягинцев.
Сегодня не редкость, когда осужденный прибывает на зону вместе с многотысячными долгами. А как же иначе – за свои грехи надо платить. Разброс сумм, конечно, громадный. Скажем, в прошлом году некто Александр К. из Петрозаводска получил 2 месяца колонии-поселения за ложное сообщение о теракте. 31-летний безработный житель города позвонил по телефону в милицию и сообщил о том, что в помещении мирового суда заложена бомба. Правоохранители на такие шутки реагируют однозначно: людей вывели из здания, дом правосудия проверили взрывники. "Вследствие этого была дестабилизирована работа судебных участков мировых судей, а также расположенных в этом же здании магазинов и других организаций", – сообщает прокуратура. Поскольку казна понесла непредвиденные расходы, с человека взыскали 5 тысяч рублей в возмещение ущерба.
А с генерала, закупившего для армии некачественные бронежилеты, взыскали в пользу минобороны более 153 миллионов рублей. При всей разнице дел у них есть общая черта: и там, и там взыскать деньги нелегко. Для безработного 5 тысяч, что для генерала 150 миллионов – сумма, конечно, реальная, но собрать тяжело. А отдавать – жалко.
Когда человек ходит с такими долгами на воле, им занимаются судебные приставы. В тюрьме же следить за расплатой приходится гражданину начальнику. По большому счету у арестанта есть только один способ отдать долги – заработать своим трудом. Однако с работой на зоне как раз проблемы. К тому же зарплаты на тюремных предприятиях невелики, на это тоже обратила внимание Генпрокуратура. Практически во всех проверенных 24 регионах России обнаружены зарплаты ниже минимального размера оплаты труда. В отдельных из них она составляла около 70 рублей в месяц. В одном из исправительных учреждений Ульяновской области зарплата некоторых осужденных, занятых на обработке древесины и металла, швейном производстве, составляла от 3 до 10 рублей в месяц. Отдавать долги с такой зарплаты можно веками. Но даже такой работы хватает не всем.
– Задачи по трудоустройству осужденных, возмещению ими имущественного ущерба не решаются на протяжении длительного времени, – говорит Александр Звягинцев. – Образовавшаяся задолженность по искам остается значительной, что существенно ущемляет права и законные интересы потерпевших и отрицательно влияет на достижение целей уголовного наказания.
По данным Генпрокуратуры, в прошлом году более трети осужденных в колониях имели обязательства о возмещении имущественного ущерба от преступлений, в том числе в пользу бюджетов всех уровней. Общий долг составил 30,2 миллиарда рублей, из которых в прошедшем году возмещено только 941 миллион рублей, или 3 процента.
Можно, конечно, посмотреть и с другой стороны, мол, взыскан почти миллиард, цифра выглядит внушительно. Однако это не тот случай, когда оставшиеся долги надо прощать. Все ли делает тюремная администрация, чтобы долги арестантов таяли?
По словам Александра Звягинцева, основной проблемой является недостаточное количество рабочих мест для осужденных.
Скорее всего, с этим согласятся и представители тюремного ведомства. По словам многих экспертов, тюремные предприятия сегодня вынуждены на равных конкурировать с бизнесом, а это не совсем честно. Условия в любом случае не равны, ведь гражданин начальник не может, скажем, подбирать персонал.
Кстати, одними из основных задач, записанных в концепции развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года являются как раз развитие производственной сферы и создание дополнительных рабочих мест.
Некоторые арестанты активно отказываются трудиться и, соответственно, возвращать долги. Тюремное ведомство для исправления подобных типов иногда применяет нетривиальные методы.
Например, в прошлом году в Тюменской области с трех бывших арестантов взыскали деньги за… содержание в тюрьме. Трое арестантов должны выплатить казенному дому в общей сложности 52 тысячи рублей. Каждый из них провел за решеткой по пять лет.
Подобные иски грозят не всем, а только злостным бездельникам, упорно отказывающимся от работы. Хотя им предоставляли место вне очереди. Отказ же дал право государству требовать с них денег. Не хотели зарабатывать по-хорошему – придется отдавать по-плохому.
Владислав Куликов, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5751