Почему насилие над детьми стало в США большой проблемой?



За последние десять лет более 20 тысяч американских детей погибли у себя дома, став жертвами своих же родственников. Это в четыре раза больше американских потерь в Ираке и Афганистане.

Уровень детской смертности, связанной с насилием со стороны взрослых, в Соединенных Штатах втрое выше, чем в Канаде, и в 11 раз превышает аналогичный показатель в Италии. Каждый год фиксируются миллионы случаев безнадзорности и жестокого обращения с детьми.

Почему?

Ответ на этот вопрос отчасти кроется в том, что США лидируют среди богатых стран по уровню подростковых беременностей, отчислений из средней школы, преступлений с применением насилия, заключений в тюрьму, а также бедности – то есть по факторам, напрямую связанным с жестоким обращением и безнадзорностью.

Кроме того, в других богатых странах социальная политика государства предусматривает программы по поддержке материнства и детства: всеобщую медицинскую страховку, создание дошкольных учреждений, гарантированный отпуск по уходу за ребенком и возможность вызвать няню.

В США, когда ребенок появляется в молодой семье, не готовой к его рождению, зачастую социальные программы помощи малоимущим работают плохо либо вовсе на работают. В любом случае, часто они не способны полностью компенсировать дополнительную нагрузку на домохозяйства, вызванную появлением ребенка.

В наиболее тяжелых случаях ситуация предсказуемо развивается вниз по наклонной, и ребенок умирает. 75% таких детей умирают в возрасте до четырех лет, в то время как в каждом втором случае им не успевает исполниться и года.

Различные риски

Большую роль в благополучии ребенка играет география. Возьмем, к примеру, штаты Техас и Вермонт.

Техас известен своими низкими налогами и низким уровнем социальных гарантий. По доходу на душу населения штат занимает средние позиции в сравнении с другими штатами, а по налоговым сборам находится почти в самом хвосте списка. Вермонт – пример другой крайности: это штат с высокими налогами и социальными гарантиями.

Согласно статистике, техасских подростков в два раза чаще исключают из школы, чем детей в Вермонте. Вероятность отсутствия у них медицинской страховки в четыре раза выше. В четыре раза выше их шансы оказаться за решеткой, и в два раза выше риск умереть от жестокого обращения.

Целый набор факторов дополняет картину рисков, перед которыми оказываются дети. Речь идет о более высоком уровне бедности в Техасе, более высоких пропорциях национальных меньшинств, меньшем числе получивших высшее образование и о политической культуре, которая склонна не переоценивать социальную миссию государства.

Техас, как и многие другие традиционно консервативные штаты, менее охотно помогает нуждающимся семьям и менее эффективно помогает детям, ставшим жертвами жестокого обращения.

"Не дети разрушили экономику США"Эти резкие контрасты между штатами поднимают вопрос об усилении роли федерального правительства.

Национальную стратегию, разработанную правительством США, нужно усовершенствовать и воплотить в жизнь. Для начала конгресс должен принять закон о создании национальной комиссии по противодействию жестокому обращению с детьми и смертности из-за пренебрежения родительскими обязанностями.

При этом ни одна государственная программа по социальному обеспечению детей не должна оказаться под угрозой – ни на федеральном уровне, ни на уровне штатов. Не дети разрушили экономику США. Заставлять их платить за ее восстановление – близоруко с политической точки зрения и морально ущербно.

Однако вместо этого – по мере того, как усиливаются экономические проблемы, а штаты экономят миллиарды на программах поддержания детей – нагрузка на и без того слабую систему социального обеспечения в США растет.

Это неизбежно приведет к тому, что умрет еще больше детей. Можно просто винить во всём родителей и социальных работников, но у сложных задач не бывает простых ответов.

Пока миллионы детей получают увечья и тысячи погибают, эта проблема остается действительно масштабной, и она заслуживает масштабного ответа.
 

Майкл Пети, BBC

*Майкл Пети возглавляет организацию Every Child Matters ("Важен каждый ребенок"), в прежние годы работал в службах социального обеспечения американского штата Мэн, возглавлял организацию Child Welfare League of America ("Американская лига детского благополучия").