- 05.04.2016
Подготовлены специальные меры по повышению роли адвокатуры
Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека подготовил большой блок предложений по усилению гарантий адвокатской деятельности.
Среди резонансных новаций – введение уголовной ответственности за воспрепятствование в работе адвокатов и вмешательство в их деятельность. Предусмотрены также дополнительные гарантии, охраняющие адвокатскую тайну.
В подготовке проекта активное участие принимала Федеральная палата адвокатов России. Об этом сообщил “Российской газете” исполнительный вице-президент ФПА России Андрей Сучков. Предложения, которые уже направлены в заинтересованные ведомства, в целом вписываются в государственную политику по совершенствованию системы правосудия.
Справедливое судебное разбирательство – вот что нужно любому человеку в непростые минуты жизни. Рецепты, как этого достичь, более-менее известны: независимый суд, состязательность процесса, равенство сторон. Сейчас в Госдуме рассматривается ряд законопроектов, способных повысить гарантии на справедливое правосудие. Недавно президент страны внес в Госдуму пакет законопроектов, расширяющих применения в стране суда присяжных. Также планируется ввести обязательное видеопротоколирование процессов, повысить статус адвокатского запроса, обязать суды принимать в качестве доказательств аудио- и видеоматериалы.
Но, по мнению представителей СПЧ и адвокатского сообщества, сегодня необходимы дополнительные меры, усиливающие линию защиты. “Адвокат в суде действует не в своем интересе”, – говорит Андрей Сучков.
“Он защищает права граждан и организаций. Поэтому, усиливая гарантии деятельности адвокатуры, мы укрепляем защиту прав граждан”.
Для этого предлагается дополнить статью 294 Уголовного кодекса положением, устанавливающим уголовную ответственность за воспрепятствование адвокатской деятельности.
Сейчас, согласно этой статье, за вмешательство в какой-либо форме в деятельность прокурора или следователя предусмотрен штраф до 80 тысяч рублей либо обязательные работы до 480 часов.
Точно такое наказание предлагается установить и для тех, кто чинит препоны адвокату.
Еще одно предложение: признать недопустимыми доказательства, которые следствие получило из адвокатских досье, если только это не орудие преступления или запрещенные вещества.
Такие поправки предлагается внести в статью 75 Уголовно-процессуального кодекса.
Другая проблема: сбор адвокатом информации, необходимой для защиты клиента. В этом плане защита с обвинением заведомо неравны. Сейчас в Госдуме рассматривается законопроект, повышающий статус адвокатского запроса.
СПЧ предлагает усилить рассматриваемые нормы: сократить до 10 дней сроки, устанавливаемые для ответа на запрос адвоката, а также предоставить адвокату возможность сбора сведений, составляющих охраняемую законом тайну. Сейчас СПЧ и ФПА ищут приемлемые формулировки, которые бы в разумных пределах приоткрывали перед адвокатам завесу над некоторыми тайнами.
Специальный пакет предложений запрещает следователям отказывать защите в назначении экспертизы, допросе свидетелей и других следственных действиях.
При этом предлагается прописать в статье 159 Уголовно-процессуального кодекса два дополнительных запрета. Первое: нельзя отказать защитнику в праве на участие в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству подозреваемого или обвиняемого. Второе: нельзя отказывать любому из участников процесса в приобщении к материалам уголовного дела заключения специалиста или иных документов.
Особый вопрос – безопасность адвокатов. Чтобы защитник мог честно исполнять свой долг, он должен быть спокоен не только за свою свободу, но и за свою жизнь. Увы, слишком часто у кого-то возникает желание наказать слишком зубастого адвоката.
“Российский закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ” устанавливает государственную защиту адвоката, членов его семьи и их имущества. Однако это скорее декларативная норма, – говорит Андрей Сучков. – Специализированный закон о государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства не содержит такого понятия, как “адвокат”. Положения закона распространяются лишь на защитника обвиняемого или подсудимого. Адвокаты-представители потерпевшего, гражданского истца или ответчика в уголовном деле остаются без защиты.
Не защищены адвокаты и в иных видах судопроизводства: гражданском, арбитражном, конституционном или административном, где накал страстей и суммы разрешаемых споров нередко превосходят то, что приходится наблюдать в уголовном деле”.
По мнению экспертов, адвокатов необходимо включить в перечень лиц, на которых распространяется положения Федерального закона “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”.
Владислав Куликов, Российская газета