Попытки обеспечить безопасность в школах все чаще превращаются в фикцию



alttext



На минувшей неделе прошел ровно год со дня трагедии в школе № 263 в столичном районе Отрадное, где десятиклассник застрелил своего учителя и полицейского. Многие московские и региональные учебные заведения среагировали на инцидент, попытавшись усилить меры безопасности в школах. Идея прописать в законах требования к охране детских учреждений возникала и во властных структурах. Однако чаще всего к попыткам обезопасить школы и детсады подходили формально, а устройства вроде турникетов или металлоискателей скорее создают неудобства, чем защищают подрастающее поколение. В региональных же школах о безопасности говорить вовсе не приходится.

Напомним, инцидент в школе № 263 в Отрадном произошел 3 февраля 2014 года. Тогда десятиклассник Сергей Гордеев пронес с собой в школу две винтовки, а затем застрелил своего учителя биологии и географии Андрея Кириллова и прибывшего на место полицейского Сергея Бушуева. После этого случая властями было поручено принять меры по оснащению школ системой видеонаблюдения.

На прошлой неделе Министерство образования и науки РФ отчиталось о том, насколько усилилась безопасность в учебных учреждениях за год. «Ряд российских школ уже оснащен современной аппаратурой, позволяющей обеспечивать безопасность учеников», – говорится в сообщении ведомства. Так, в Чеченской Республике практически все общеобразовательные учреждения оснащены системой видеонаблюдения, в Свердловской области – более половины, а в Челябинской из 848 школ камеры установлены в 391. К июлю 2015 года все школы должны предоставить аналогичные отчеты.

«Дорогая бутафория закуплена, а толку нет», – заявил «НИ» вице-президент международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» Алексей Филатов. «В конце января мы участвовали в проверке школ в Москве. Даже в лучших из столичных учреждений много недочетов. А в большинстве школ ничего не изменилось», – подчеркнул собеседник «НИ». По его словам, камеры установили во многих школах, а вот человека, который бы следил за мониторами в реальном времени, к ним приставить в большинстве случаев не догадались.

«Учебные учреждения оснастили тревожными кнопками и камерами наблюдения, данные с которых поступают на городской сервер, где хранятся тридцать дней. Вот только обрабатываются эти данные только в случае ЧП. К тому же есть камеры с очень маленьким разрешением, что потом и не разобрать лица человека», – отметил «НИ» Алексей Филатов. Не используются надлежащим образом и металлоискатели, которые, по мнению г-на Филатова, в школах должны быть. «Рамки в школах стоят, но не используются, и ручные детекторы не применяют», – подчеркнул «НИ» Алексей Филатов, который ранее в своем блоге отметил, что за последний год зафиксировано множество случаев проноса в школы холодного и травматического оружия.

Одной из школ, где после случая в Отрадном задумались о безопасности, стал лицей № 548 «Царицыно». «В школе теперь в два раза больше камер и действует контрольно-пропускная система. Кроме того, у нас заключен договор с охранным предприятием и нас защищает профессиональный работник», – рассказал «НИ» директор лицея Ефим Рачевский. Однако, по его мнению, этого недостаточно для обеспечения безопасности. Самое главное – это человеческий фактор. «Важно наладить взаимодействие, диалоговое сосуществование учителя с учениками. Ведь педагог видит детей постоянно. Каждый из учителей проходил серьезный курс психологии в пединститутах, поэтому он обязан заметить какие-то изменения в поведении ребенка и отреагировать на это, не допустив трагической ситуации», – пояснил «НИ» директор центра образования «Царицыно».

Проблема не в отсутствии серьезной системы охраны в школе, а в недостатке психологического сопровождения, соглашается зампред комитета ГД по образованию Ирина Мануйлова. «Система видеонаблюдения есть, но это защита от внешних проявлений преступности. А чтобы истории не повторялись, нужно вести работу с кадрами. К сожалению, в процессе модернизации произошло сокращение психологической службы, хотя состояние психики подростков год от года только ухудшается. Поэтому необходимо повышать квалификацию педагогов, классных руководителей в плане обеспечения контроля за психическим состоянием детей», – пояснила собеседница «НИ».

Однако серьезные меры безопасности имеют возможность обеспечить только школы крупных городов. Нередко в учебных заведениях отсутствует даже охранник. В иных же случаях дети остаются в опасности даже при его наличии.

За последние дни региональные СМИ рассказали сразу о нескольких примерах халатного отношения школьных вахтеров к службе. Так, в Тюмени правоохранители проводят проверку по факту случая, когда оказавшуюся в опасности семиклассницу спасать пришлось… ее сверстнику. К девочке пристали трое взрослых и пьяных мужчин, невесть как оказавшихся в стенах школы. Причем, по словам школьника Максима Девяткова, охранники находились поблизости, но не придали происходящему особого значения. Не тронулись они с места и после того, как завязалась драка между школьником и одним из мужчин, который избивал ребенка, пока тот не потерял сознание. Позже семиклассника госпитализировали.

В Якутии же охранник не бездействовал, а сам стал нарушителем порядка. В минувшую среду в селе Тенкя Сунтарского улуса нетрезвый сторож школы несколько раз выстрелил из охотничьего ружья в здание образовательного учреждения, где в тот момент находились дети, и в частный дом. По факту происшествия возбуждено уголовное дело.

Безопасность – вопрос не только технического оснащения, но и профессиональных кадров, убежден в беседе с «НИ» Алексей Филатов: «Любая техника хороша и работает только в грамотных профессиональных руках. А этого как не было, так и нет». По его словам, охранники в школах в основном приезжают из регионов и работают вахтами по три-четыре недели за 1200–1600 рублей в сутки. Чтобы избежать замечаний за длительную бессменную работу, охранников периодически перебрасывают на другой объект – например, в соседнюю школу. «Во-первых, этот человек не профессионал, если идет работать на таких условиях. Во-вторых, такой «переброс» еще больше ослабил ситуацию с безопасностью: пока человек охраняет одну школу, он запоминает всех учеников, учителей и может быстрее среагировать на нештатную ситуацию», – пояснил «НИ» Алексей Филатов. По его мнению, если бы школы нанимали профессиональную охрану, трагических случаев вроде того, что произошел в Отрадном, можно было бы избежать: «Ничего в этом страшного нет. И школу в тюрьму мы не превращаем. Это реагирование на те условия, в которых сейчас живет Россия».

Анастасия Иванова, Новые Известия