Портрет идеального милиционера



Не пьет и не курит, всегда чист, выбрит и подтянут, предупредителен, чуток и сдержан, хороший товарищ и семьянин. Таким должен быть российский милиционер, если строго придерживаться Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ, утвержденном главой МВД России Рашидом Нургалиевым.

Первый ограниченный тираж – 1 тыс. экземпляров – распространили среди участников коллегии МВД, прошедшей 6 февраля 2009 года. Предполагается, что к концу 2009 года темно-красную брошюру получит каждый милиционер. В этом документе, оказавшемся в распоряжении редакции "Газеты", содержатся четкие требования к стражу порядка – от внешнего вида и нюансов личной жизни до моральных принципов и политических убеждений. Несмотря на некоторую идеалистичность получившегося образа, разработчики кодекса надеются, что его положениям, пусть и не сразу, будут следовать все милиционеры.

Работа над кодексом велась три года, хотя впервые о нем заговорили только в июле 2008-го. На Всероссийском совещании МВД Рашид Нургалиев обратил внимание на случаи хамского отношения к гражданам. По его мнению, подобные факты подрывают в глазах населения авторитет всей российской милиции. После этого начальник департамента кадрового обеспечения МВД Владимир Кикоть объявил в присутствии журналистов, что в министерстве готовится кодекс профессиональной этики. Кикоть в то время руководил рабочей группой по разработке документа.

Советский опыт и Священное писание

Как рассказал корреспонденту "Газеты" начальник отдела организации методического обеспечения работы с личным составом центра обеспечения кадровой работы МВД Богдан Дерешко, входивший в группу разработчиков кодекса, при его подготовке были изучены установленные указом президента России принципы служебного поведения госслужащих, требования российского законодательства, а также обширный советский опыт и опыт зарубежных стран. Среди взятых за основу документов – Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генассамблеей ООН, Европейский кодекс полицейской этики, принятый комитетом министров Совета Европы. Разработчики учли педагогический опыт, содержащийся в произведениях классиков-гуманистов, и даже положения Священного писания (из ст. 7 кодекса: "Руководствоваться в профессиональной деятельности и общении золотым правилом нравственности: относиться к людям, своим товарищам, сослуживцам так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе").

"Высший нравственный смысл"

Текст кодекса разбит на семь глав и 28 статей. В них прописано абсолютно все: этические правила, культура речи, внешний вид, общение на службе с коллегами (для руководителя и подчиненных, женщин и мужчин), с потерпевшими и правонарушителями (в зависимости от ситуации – допрос, задержание, обыск и т.д.), правила дарения и принятия подарков. Милиционеру разъяснили, как вести себя в разных ситуациях с сослуживцами при неформальном общении, как оформлять кабинет, что носить, с кем дружить, как воспитывать детей и любить супруга.

Разработчики выделили даже отдельную главу под разрешение проблем профессиональной деформации и в отдельной статье прописали, как следует поступать при нравственных противоречиях и этической неопределенности.

Главная идея кодекса звучит так: "Высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод". Многие положения документа отчасти дублируют действующее законодательство (например, глава 7 ("Профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения сотрудника") – новое антикоррупционное законодательство), другие расшифровывают и поясняют нормы поведения, априори соблюдаемые воспитанным человеком ("Сотруднику надлежит воздерживаться от разговоров по мобильному телефону, находясь в общественном транспорте"). По мнению разработчиков, никогда не вредно лишний раз напомнить человеку о правилах этики, тем более если тот носит погоны.

Зачет по этике

Министр внутренних дел своим приказом поставил задачу перед всеми руководителями подразделений довести положения кодекса до личного состава. По словам Богдана Дерешко, для этого будет специально введен новый вид обучения сотрудников – гуманитарно-правовая подготовка. Она будет проводиться ежемесячно в каждом подразделении МВД в обязательном для всех порядке. После лекций и семинарских занятий воспитанники в погонах будут сдавать зачеты на знание положений и требований кодекса. Обязательный учебный курс будет введен также в учебных заведениях МВД.

Нарушения принципов и норм, предусмотренных кодексом, будут рассматриваться на заседаниях специальных комиссий по служебной дисциплине и профессиональной этике. Они уже созданы при каждом органе внутренних дел. По словам Дерешко, только в Москве их около 100. Возглавлять комиссию будет замруководителя по работе с личным составом, а участвовать – ветераны МВД, наиболее авторитетные руководители и сотрудники, представители службы собственной безопасности и инспекций по личному составу. Планируется собирать заседания не реже раза в квартал.

Любопытно, что информация о ненадлежащем поведении сотрудника будет поступать в комиссию из любых источников, включая СМИ.

За нарушение норм кодекса виновные понесут "моральную ответственность перед обществом, служебным коллективом и своей совестью". Если нарушение связано с правонарушением или дисциплинарным проступком, то виновному грозит дисциплинарная ответственность. По итогам рассмотрения поведения милиционера на комиссии сотруднику может быть вынесено также предупреждение или общественное порицание. "Конечно, в основном это моральные меры наказания, – пояснил Дерешко. – Но решение комиссии будет заноситься в личное дело сотрудника и впоследствии может воспрепятствовать его карьерному росту. А в особых случаях, когда сотрудник совершает правонарушение, он понесет ответственность в установленном порядке – вплоть до увольнения".

Никто не рассчитывает на мгновенный эффект

С тем, что положениям кодекса будет полностью соответствовать только идеал, а отнюдь не живой человек, согласны все, включая разработчиков. "Мы не идеалисты, – говорит Богдан Дерешко. – Никто не рассчитывает на мгновенный эффект. Но мы считаем, что поэтапные действия в результате принесут позитивные изменения в нравственных принципах милиционеров и сдвиг будет".

Неоднозначно отнеслись к принятию нового документа правозащитники. Председатель Комитета против пыток Игорь Каляпин не видит в нем смысла. По его мнению, в российском законодательстве существует уже достаточно законов, направленных на улучшение работы сотрудников органов внутренних дел. Это закон "О милиции", "О прокуратуре", Уголовно-процессуальный кодекс. Проблема только в том, что они не исполняются, а за нарушения, по мнению Каляпина, никого не наказывают. По словам правозащитника, за 10 лет работы комитета ситуация остается очень острой. Ежегодно в комитет поступает более 200 жалоб на жестокое обращение со стороны милиционеров. Однако за все это время комитету удалось привлечь к суду и добиться обвинительного приговора только в отношении 58 сотрудников.

107 жалоб на сотрудников МВД, половина которых касалась пыток и жестокого обращения, поступило за последний год и в Пермский региональный правозащитный центр. Однако директор центра Сергей Исаев оценивает принятие кодекса в целом позитивно: "Во многих странах Европы такие кодексы уже давно существуют и, безусловно, играют определенную позитивную роль: люди смогут оценивать поведение милиционеров в соответствии в продекларированными нормами". Хотя, признает Исаев, принятие одного кодекса недостаточно, чтобы изменить всю ситуацию в правоохранительных органах.

МАРИНА ЮРШИНА, "Газета"