- 11.02.2013
Поручись за участкового
Владимир Александрович, расскажите, как проходит реформа МВД, начатая еще 2 года назад с принятием Закона “О полиции”?
Колокольцев: Любая реформа требует времени. Нельзя в одночасье изменить ментальность людей, определить точное соотношение необходимых сил и средств на каждом участке в современных условиях. Конечно, принятие новой законодательной базы стало для нас большой опорой. Мы смогли повысить денежное содержание, укрепить материально-техническую основу. При этом мы анализируем ход реформы, выявляем возникающие проблемы и вносим коррективы. Так мы выявили осложнения в деятельности территориальных органов районного уровня, возникшие из-за существенного сокращения личного состава, неравномерность нагрузки на руководителей органов внутренних дел, особенно на местах. Кроме того, в некоторых регионах был нарушен один из основополагающих принципов – доступности полиции для населения. Особенно в ряде поселков городского типа и сельских населенных пунктах.
Перекосы возникли из-за поспешных, порой не совсем продуманных действий руководителей региональных министерств, главков и управлений. Но я не снимаю ответственность и с федерального министерства, которое не обеспечило должного контроля за ходом реформы и обоснованностью принимаемых на местах решений.
Сейчас одной из приоритетных задач для МВД России является укрепление территориальных органов низового звена. В сельской местности мы будем развивать сеть участковых пунктов полиции, главным образом за счет перераспределения штатной численности служб и подразделений территориальных органов в пределах утвержденных лимитов. В рамках разрабатываемой министерством программы будет проводиться оборудование служебных помещений, оснащение сотрудников специальной автомобильной и иной техникой, а также строительство служебного жилья либо его приобретение.
Кстати, здесь есть важный нюанс. Поскольку по действующему законодательству покупка жилых помещений возможна лишь у организаций, мы будем ходатайствовать о внесении в правовую базу изменений, позволяющих приобретать помещения и у физических лиц. Особенно это необходимо для сельской местности, где иного способа приобрести жилье зачастую просто нет.
Приятно слышать, что в МВД заботятся о “низовом звене”, несущем службу в глубинке. Но меняются ли сами сотрудники, улучшается ли качество людей, служащих в органах?
Колокольцев: Качественному обновлению кадрового состава мы отводим первостепенную роль. К сожалению, результаты проведенной в 2011 году внеочередной аттестации не оправдали ожиданий и подверглись вполне справедливой критике со стороны общества. Не все сотрудники, продолжившие службу, соответствовали высоким профессиональным и морально-нравственным критериям. Но решить проблему качественного обновления кадров в сжатые сроки, как бы нам этого ни хотелось, невозможно. Необходим комплекс мер долгосрочного характера, последовательные, системные и целенаправленные действия в этом направлении.
Мы начали кардинальную перестройку всей системы кадрового обеспечения министерства. В 2012 году установлен новый порядок профессионального психологического отбора, прохождения службы по контракту и проведения аттестации. Введены новые квалификационные требования к должностям рядового и руководящего состава. Принят Дисциплинарный устав органов внутренних дел. Активно действует практика личного поручительства, которая стала обязательным требованием при приеме на службу.
Особо отмечу возросшую роль ведомственных образовательных учреждений. Впервые за многие годы доля их выпускников превысила половину от общего числа принятых на службу.
А как вам удалось добиться того, что полицейские стали держаться за службу? Что сегодня помогает поднимать престиж профессии?
Колокольцев: Вы правы, престиж нашей работы стал понемногу подниматься. В прошлом году, впервые за много лет, число граждан, желающих служить в полиции, более чем в 2 раза превысило количество имеющихся вакансий, а число принятых на службу в 1,5 раза превысило число уволенных. Мы наконец смогли начать отбор, а не набор в полицию. Думаю, этому, в первую очередь, способствовало повышение социального статуса полицейской профессии. Зарплата сотрудника полиции на сегодняшний день вполне конкурентоспособна на рынке труда, особенно в сравнении с недавним прошлым. Существенно увеличился размер пенсии за выслугу лет. По сравнению с 2011 годом более чем в 6 раз возросли расходы на жилищное обеспечение.
Но и здесь остаются проблемы. Если во многих регионах на одно освободившееся вакантное место формируется очередь из кандидатов, то в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге из-за отмены региональных доплат и высокого среднего прожиточного уровня населения зарплаты сотрудников увеличились не столь существенно. А с учетом гораздо больших нагрузок в указанных главках продолжает сохраняться хронический некомплект.
Возглавив ведомство, вы стали использовать тактику “выжженной земли” против нарушителей закона в погонах. Это, очевидно, принесло свои плоды. А существуют ли какие-нибудь конкретные показатели, свидетельствующие об укреплении дисциплины в МВД?
Колокольцев: Вопрос дисциплины по-прежнему остается одним из наиболее острых. Несмотря на то что количество сотрудников, совершивших в прошедшем году преступления, в целом по стране сократилось на 7 процентов, а, например, в Москве – почти на 1/3, уровень дисциплинарных проступков и правонарушений остается существенным.
Но я хочу отметить, что рост количества привлеченных к ответственности за совершение противоправных действий во многом обусловлен активизацией работы самих органов внутренних дел, в частности подразделений собственной безопасности. Мы намерены и впредь вести последовательную и бескомпромиссную борьбу в этом направлении, создавать в служебных коллективах атмосферу нетерпимости к нарушениям закона. При этом все руководители несут персональную ответственность за противоправные действия своих подчиненных. Я абсолютно уверен, что только такие меры позволят добиться положительного результата. Это моя принципиальная позиция.
В последнее время мы проводили проверки в ряде регионов, особо акцентируя внимание на эффективности работы руководителей. На основании результатов этих проверок мы внесли свои предложения руководству страны по кадровым решениям. И такую работу будем продолжать. Ни один начальник системы МВД, какой бы пост он ни занимал, не уклонится от личной ответственности за состояние дел на порученном ему участке работы.
По сравнению с вашим предшественником вы стали уделять гораздо больше внимания открытости ведомства, вовлекать общественность в процесс контроля за деятельностью полиции, большим доверием стали пользоваться общественные советы. Для чего?
Колокольцев: Я убежден, что общественный контроль за деятельностью полиции со стороны институтов гражданского общества и особенно общественных советов, созданных при МВД и его территориальных органах, является важнейшим принципом и необходимым условием эффективного выполнения наших задач.
Нам очень важна оценка работы полиции на общественно-политических мероприятиях, которую они дают, присутствуя на них в качестве наблюдателей. Зачастую она существенно влияет на формирование общественного мнения о действиях полиции, их законности и обоснованности.
6 ноября 2012 года вы подписали приказ, обязывающий всех полицейских руководителей начинать день с мониторинга СМИ. А как вы сами оцениваете деятельность СМИ по освещению работы полиции?
Колокольцев: Роль СМИ вообще невозможно переоценить. Именно они формируют общественное мнение, в том числе об эффективности нашей работы, помогают выявлять и устранять недостатки. Поэтому мы стремимся к максимальной открытости в работе и настроены на конструктивный диалог и сотрудничество со СМИ. Мне приятно, что в прошлом году по данным независимого экспертного рейтинга медиаактивности МВД было признано самой открытой правоохранительной структурой.
Одним из ваших революционных нововведений стал отказ от “палочной” системы. За что отдельная благодарность от бывшего адвоката. Но преступления все равно надо как-то учитывать?
Колокольцев: Во-первых, необходимая статистика все-таки ведется. Так, в прошедшем году было раскрыто 1 млн 253 тыс. преступлений, четверть из которых – тяжкие и особо тяжкие. В течение года разыскано почти 90 тысяч подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Однако признать эту работу полностью удовлетворительной пока мы категорически не можем. За каждым преступлением стоит чья-то жизнь, здоровье, имущественные интересы. И наша прямая обязанность сделать так, чтобы все потерпевшие получили правоохранительную помощь. О работе системы в целом каждый человек судит именно по личному опыту или опыту своих близких и друзей. Поэтому ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным.
Во-вторых, совместно с другими правоохранительными ведомствами министерство активно участвует в проводимой Генеральной прокуратурой работе по созданию государственной автоматизированной системы правовой статистики. В ближайшее время планируется провести ее опытную эксплуатацию в ряде регионов.
Мы рассчитываем, что создаваемая система поможет решить ряд проблемных вопросов межведомственного взаимодействия, и мы получим реальную объективную картину всей уголовной статистики.
Я знаю, что в вашем ведомстве зреет закон о профилактике правонарушений. В какой стадии он находится?
Колокольцев: Разработка проекта федерального закона “Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации” вступила в завершающую стадию. В ближайшее время он будет направлен на рассмотрение в Государственную Думу.
Координация деятельности в этой сфере возложена на Правительственную комиссию по профилактике правонарушений. В прошлом году на ее заседаниях рассмотрены вопросы, касающиеся в том числе предупреждения правонарушений среди трудовых мигрантов, профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в подростковой и молодежной среде, более активного привлечения к обеспечению общественного порядка частных охранных предприятий.
Профилактическая работа постоянно приносит свои плоды. Подтверждением этому в определенной степени может служить устойчивая тенденция сокращения преступности, отмечаемая в последние годы.
Статистические данные говорят о том, что в прошлом году сократилось как общее количество преступлений, так и большинство тяжких и особо тяжких. Снизилось число убийств, случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, разбоев, квалифицированных грабежей и краж.
Говоря о профилактике, нельзя не вспомнить о роли участковых и одновременно об их хронической нехватке. В этой связи вы планируете что-то предпринять?
Колокольцев: Участковыми сегодня раскрывается каждое четвертое преступление. В 2012 году они провели работу с более чем 3 миллионами граждан, состоящими на профилактических учетах в органах внутренних дел. В общей сложности ими было рассмотрено свыше 10 миллионов обращений и заявлений.
Первоочередная задача для нас сейчас – оптимизация функционала участковых, уточнение их полномочий по некоторым направлениям деятельности. Сегодня они завалены огромным количеством бумажной работы, что, безусловно, мешает эффективному выполнению служебных задач и самое главное сокращает время общения с населением.
Большие надежды по изменению данного положения мы возлагаем на разработку и принятие решений по изменению уголовно-процессуального и уголовного законодательства. Свои предложения мы уже готовим.
Что вам дал принятый весной 2011 года Закон N 64-ФЗ “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”, на котором настаивало МВД?
Колокольцев: Как вы знаете, в России институт административного надзора много лет фактически не работал. Принятый закон устранил все правовые пробелы. Теперь возможности полиции по контролю за поведением ранее судимых значительно расширились.
В прошедшем году под административный надзор взято 42 тысячи таких лиц. В отношении еще более 220 тысяч административный надзор может быть установлен в случае совершения ими административных правонарушений.
Активное использование этого института приносит положительные результаты. Из числа лиц, состоящих под надзором, повторно совершили преступления всего 6 процентов.
Конечно, проблему рецидивной преступности только правоохранительными методами не решить. Наши усилия зачастую оказываются малоэффективными из-за многочисленных социально-бытовых проблем, с которыми сталкиваются эти лица после освобождения из мест лишения свободы. Невозможность устроиться на достойную работу, отсутствие профессии, жилья и средств к существованию сегодня являются основными причинами совершения ими повторных преступлений. Здесь необходим комплексный подход и содействие властей на местах.
В последние годы было принято немало законов, защищающих предпринимателей от необоснованного уголовного преследования. Подобные новации не помешали в расследовании экономических преступлений?
Колокольцев: Судите сами: в результате проведения оперативно-разыскных мероприятий сотрудниками полиции выявлено 163 тысячи преступлений экономической направленности. Почти две трети из них – тяжкие и особо тяжкие составы. Размер возмещенного ущерба составил более 65 млрд рублей. К уголовной ответственности привлечено около 36 тысяч лиц, совершивших преступления этой категории. Всего же на долю органов внутренних дел в настоящее время приходится до 95% преступлений экономической направленности, выявляемых всеми правоохранительными структурами.
Сегодня у нас есть все необходимые условия для активной работы по данному направлению: нормативно-правовая база, содействие общества, политическая воля и поддержка руководства страны.
В народе бытует мнение, что коммунальная сфера – настоящая “черная дыра”, где даже полиция бессильна. Вы действительно умываете руки, когда речь заходит про грехи управдомов?
Колокольцев: Конечно, нет. Декриминализации сферы жилищно-коммунального хозяйства уделялось и уделяется повышенное внимание. Во взаимодействии с другими правоохранительными и контролирующими органами в 2012 году в этой области было выявлено более 3,2 тысячи преступлений экономической направленности. Размер возмещенного ущерба составил около 1,4 миллиарда рублей. К уголовной ответственности привлечены 376 лиц, совершивших преступления в сфере ЖКХ. Ряд этих дел широко освещался в СМИ и прогремел на всю страну. Достаточно вспомнить недавние задержания в Санкт-Петербурге.
Работа по очистке сферы ЖКХ от злоупотреблений и коррупции будет обязательно продолжена.
На государственном уровне объявлена настоящая война коррупции. МВД в ней участвует?
Колокольцев: Ответ очевиден: мы активно боремся с этим злом. В сфере противодействия коррупции основные усилия направлены на выявление и пресечение наиболее значимых, системных коррупционных преступлений, в том числе совершаемых высокопоставленными должностными лицами. Всего в прошлом году органами внутренних дел выявлено 45 тысяч преступлений такой направленности, из которых около 7,5 тысячи – взятки в крупном или особо крупном размере. К уголовной ответственности привлечено более 10 тысяч лиц.
Интервью подготовлено совместно с Ассоциацией юристов России
Ключевой вопрос
Недавно МВД направило в правительство проект постановления, которое вводит в ПДД новый знак, предупреждающий о наличии камер фотовидеофиксаций нарушений и соответствующую дорожную разметку, информирующую водителя о том, что он находится в фокусе. Признайтесь, подобная инициатива появилась в связи с какими-то международными обязательствами или вызвана иными обстоятельствами?
Колокольцев: Ситуация с аварийностью на дорогах остается крайне сложной. Только в прошедшем году число погибших составило 28 тысяч человек, еще более 258 тысяч получили ранения. При этом каждое четырнадцатое ДТП совершено водителями с признаками опьянения.
Средства автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения сегодня функционируют практически во всех субъектах РФ и уже доказали свою эффективность. С их помощью в прошлом году зафиксировано около 60% всех нарушений ПДД. В два раза больше, чем годом ранее. Еще один плюс автоматической фиксации заключается в неотвратимости наказания и отсутствии личного контакта с инспектором. С камерой “не договоришься”. Поэтому здесь для нас важен еще и антикоррупционный эффект.
Введение знака необходимо в первую очередь для профилактики нарушений ПДД. Увидев его, водители автоматически будут сбрасывать скорость, и риск совершения ДТП снизится в разы.
“Российская газета” – Федеральный выпуск №6004