Последний звонок



Судебный департамент при Верховном суде России разработает регламент, по которому судьи будут фиксировать и обнародовать непроцессуальные обращения по делам. Допустим, кто-то высокий и влиятельный позвонил и поинтересовался ходом какого-либо дела: завтра же эта новость должна висеть в интернете.

Подобные планы обсуждались на пленарном заседании Совета судей России. Как известно, Госдума уже приняла в первом чтении законопроект, обязывающий судей предавать гласности все обращения, как устные, так и письменные, поступившие к ним от посторонних. Журналисты окрестили этот проект – законом против телефонного права.

Конечно же, “телефонное право”, образный термин, доставшийся нам в наследие с прошлых времен, когда высокие руководители могли отдавать судье команды по телефону. И на партсобраниях судей тоже пропесочивали за “неправильные” решения. Однако сегодня у судьи совсем иной статус, прямые команды из высоких кабинетов для него противопоказаны.

Несколько лет назад арбитражные суды стали публиковать все непроцессуальные обращения по рассматриваемым делам. Гласность хорошее средство против вредных привычек влиятельных лиц. Число писем после этого действительно убавилось, но совсем писать судьям посторонние не перестали.

Вслед за арбитражным судами практику поддержали некоторые суды общей юрисдикции. А Совет судей еще в 2006 году распространил рекомендации по вопросу реагирования судей на обращения граждан и должностных лиц по делам, находящимся в производстве суда. В ближайшее время подобная практика должна принять силу закона.

На заседании Совета судей представители Судебного департамента при Верховном суде сообщили, что после того, как соответствующий закон вступит в силу, департаментом будет незамедлительно разработан порядок фиксации и обнародования непроцессуальных обращений.

Еще одна новость: суды постепенно переходят к электронному судопроизводству. Как уже писала “РГ”, с будущего года арбитражные суды полностью переходят на электронные дела. В бумажной виде дело будет храниться только в первой инстанции. Его полная электронная копия будет находиться в базе, доступной для участников процесса. Курсировать из инстанции в инстанцию также будут только электронные материалы.

В судах общей юрисдикции также устанавливается аппаратура, позволяющая внедрять электронный документооборот. Устанавливаются в судах и системы аудио- и видеопротоколирования судебных процессов. Все это хорошие новости. Но есть и проблемы, одна из них – кадры. Из-за низких зарплат и высоких нагрузок, желающих работать в аппарате судов не так много. И работой многие не дорожат. Единственный стимул для работы в аппарате – возможность стать судьей, но это далекая перспектива. Не удивительно, что у сотрудников часто не хватает терпения дождаться своего шанса.

Как сообщил председатель Высшего арбитражного суда России Антон Иванов, по его данным текучесть кадров, скажем, в Арбитражном суде города Москвы составляет до 90 процентов в год. Причем, за такие деньги далеко не каждый согласен работать добросовестно: сотрудники аппарата, по словам Антона Иванова, все чаще совершают дисциплинарные проступки. Они могут потерять документы и даже умышленно подтасовать систему автоматического распределения дел, чтобы дело попало к “нужному судье”. В общем, представители судебной системы сходятся в том, что ситуацию с зарплатами сотрудников аппарата надо менять к лучшему. Но в этом вопросе не все зависит от судей: добро на повышение окладов прежде всего должен дать Минфин.

Владислав Куликов, Российская газета” – Федеральный выпуск №6083