Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев сообщил о значительном снижении числа заключенных в РФ



alttext

Вячеслав Лебедев

Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев сообщил, что суды активно применяют гуманные меры наказания, а к лишению свободы приговаривают менее трети осужденных. В тюрьму человек отправляется лишь в крайних случаях, например, за особо жестокие преступления.

Заявление прозвучало в ходе XVII совещания председателей верховных судов государств – членов ШОС, которое прошло в Душанбе.

По данным Федеральной службы исполнения наказаний на 1 июля, тюремное население составляло 466 тысяч 108 человек. При этом в исправительных колониях отбывали срок наказание 349 тысяч 487 человек. Это на 3 тысячи 723 осужденных меньше, чем было 1 января. Поэтому постепенно сокращается и число самих колоний. Еще в феврале их было 643, а сейчас – 637. А полтора года назад – в январе 2021 года – действовало 673 колонии.

Казенные дома закрываются, потому что в них некому сидеть: в большинстве случаев суды назначают альтернативные наказания. И это не только условный срок, но, скажем, обязательные работы, штраф и другие.

“В прошлом году лишение свободы назначено 29 процентам осужденных, большинство из которых совершили тяжкие и особо тяжкие преступления, при этом 30 процентов осужденных к лишению свободы имели судимость, а 42 процента имели две и более судимости, – сообщил Вячеслав Лебедев. – Лишение свободы условно назначено 27 процентам осужденных, штраф – 12 процентам осужденных”.

Иными словами, в колонию отправляют лишь в тех случаях, когда, на взгляд суда, иначе нельзя. Скажем, если на скамье подсудимых рецидивист. Или на руках подсудимого кровь.

Когда же гражданин просто оступился, его стараются избавить от тюремных университетов. Во многих случаях достаточным наказанием могут быть обязательные работы: их человек отбывает в свободное время. Допустим, вечером красит заборы или убирается в больницах. Фронт работ определяют местные власти.

“Наказание в виде обязательных работ, которое предусматривает выполнение бесплатных общественно полезных работ в свободное от основной работы или учебы время, назначено 16 процентам осужденных, – рассказал председатель Верховного суда России. – А исправительные работы назначены 8 процентам осужденных”.

В итоге всего в прошлом году реальное лишение свободы получили 159 тысяч человек. Для сравнения: в 2001 году суды посадили за различные преступления 356 тысяч человек.

Более того, сегодня оступившийся человек имеет шанс избежать судимости. По инициативе Верховного суда России были приняты гуманные правила: если человек впервые совершил нетяжкое преступление, раскаялся и загладил вину, его дело может быть закрыто. При этом гражданину назначат штраф. Однако судимости в его биографии не будет. Де-юре человек будет чистым. В прошлом году по таким основаниям были освобождены от уголовной ответственности 19 тысяч человек. Эти люди в прямом смысле получили шанс начать жизнь с чистого листа биографии.

В целом же суды прекратили по разным основаниям дела в отношении 22 процентов подсудимых.

Значительно смягчились и подходы к предпринимателям. Например, с 26 октября 2020 года по законодательной инициативе Верховного суда России предусмотрено прекращение уголовных дел по налоговым преступлениям при условии возмещения ущерба на любой стадии судопроизводства до удаления суда в совещательную комнату.

Проще говоря, обвиняемый в налоговом преступлении может расплатиться в любой момент до того, как суд удалился обдумывать приговор. Если счет будет погашен, дело будет закрыто, судимости у предпринимателя не появится.

“Численность лиц, осужденных за налоговые преступления, в 2021 году сократилась на 21 процент по сравнению с 2020 годом, а в отношении 49 процентов обвиняемых уголовное преследование прекращено судом”, – рассказал Вячеслав Лебедев.

Планируется, что законодательство и дальше будет смягчаться.

“Верховным судом РФ будет продолжена работа, направленная на укрепление правовых гарантий справедливости и гуманизма в уголовном судопроизводстве”, – подчеркнул Вячеслав Лебедев.

В частности, он напомнил, что еще в 2020 году пленум Верховного суда РФ внес в Государственную Думу обновленную редакцию проекта федерального закона о введении института уголовного проступка, в соответствии с которым предлагается распространить этот институт на 112 составов. Реализация этой законодательной инициативы будет способствовать более широкому применению мер, альтернативных уголовному наказанию, – рассказал Вячеслав Лебедев.

Предлагается освобождать от уголовной ответственности лиц, совершивших уголовный проступок, с назначением одной из мер уголовно-правового характера – судебного штрафа, общественных работ или ограниченно оплачиваемых работ.

“Размеры штрафов, а также сроки общественных и ограниченно оплачиваемых работ сокращены в два раза по сравнению с соответствующими уголовными наказаниями, – сообщил глава Верховного суда России. – Предлагается предусмотреть освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних, совершивших уголовный проступок, с применением одной из мер воспитательного воздействия”.

Также он напомнил, что численность арестованных по решению суда снизилась в четыре раза по сравнению с периодом, когда аресты избирались прокурорами. Надо подчеркнуть, что арестованный человек де-юре не является виновным. Арест – это мера пресечения. Человека берут под стражу, например, когда есть опасения, что он может убежать. Или как-то помешать следствию, скажем, надавить на свидетелей.

Но каждый раз правоохранители обязаны убедительно доказывать, что их опасения обоснованны.

Владислав Куликов, Российская газета