Преодолевшие судьбу



В развитых странах мира забота о людях, которые стали инвалидами – одна из главнейших. О них пекутся всевозможные фонды и общественные организации, им оказывают моральную и материальную поддержку обычные граждане. Ну а правительства этих стран просто обязаны сделать так, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями не чувствовали себя изгоями. В России ситуация, мягко говоря, иная.

Инвалидом у нас считается каждый десятый россиянин – миллионы сограждан. И все признаются, что особой любви и заботы общество по отношению к ним не проявляет. Примечательно, что половина этих людей может и хочет работать. В том, ждут ли их рабочие места, попытались разобраться «НИ».

По данным Федеральной службы статистики, на начало нынешнего года в России насчитывалось 13,2 млн. инвалидов. Это примерно десятая часть населения страны. Ежегодно инвалидность получают 1 млн. 200 тыс. человек, причем 95-97% останутся инвалидами пожизненно. Но не работать российские инвалиды не могут. По словам председателя Союза инвалидов России Михаила Суздальцева, совокупные выплаты от государства редко превышают 3,5-4 тыс. рублей. Однако устроиться на работу удается далеко не всем. Людей трудоспособного возраста среди инвалидов – 45%. Но работает лишь каждый пятый.

«Несмотря на Конвенцию о равных правах для людей с ограниченными возможностями, отыскать работу инвалиду крайне трудно, если не невозможно», – говорит г-н Суздальцев. Особенно остро стоит проблема с занятостью инвалидов первой и второй групп. Из них трудоустраивается лишь каждый двенадцатый.

Закон «О занятости населения» дает инвалидам дополнительные гарантии трудоустройства и защиты от увольнения. Более того, закон устанавливает квоты (минимальное количество рабочих мест) для людей с ограниченными возможностями. В Центре занятости населения Москвы «НИ» сообщили, что к ним обращаются как инвалиды, ищущие работу, так и работодатели, которые готовы инвалидов нанять. Однако речь идет, как правило, о доброй воле людей, которые зачастую сами являются инвалидами, и потому стараются помочь товарищам по несчастью.

«В условиях спада производства и того, что многие компании не решаются принять к себе на работу людей с ограниченными возможностями, инвалиды, даже если они где-то работали до этого, оказываются первыми, кого увольняют с фирм и компаний», – рассказывает «НИ» инвалид второй группы Анатолий Рыбников. По его словам, в советское время ситуация была совершенно другой: «Тогда инвалиды, желающие работать, могли легко и при этом самостоятельно трудоустроиться на обычных либо специализированных предприятиях».

Зачастую о правах инвалидов попросту не знают ни работодатели, ни сами инвалиды. «Законы, которые, так или иначе, регулировали бы права людей с ограниченными возможностями, соблюдаются не всегда, – говорит «НИ» юрист Дмитрий Володырев, – и я мог бы дать совет повсеместно ссылаться на закон о равных правах и требовать беспрекословного соблюдения этого закона работодателями». Тем более что практика показывает – для отстаивания своих прав иногда оказывается достаточной угроза обратиться в суд.

Лечиться и учиться

По официальной статистике Пенсионного фонда, в России проживают 575 тыс. детей-инвалидов. Эксперты считают, что эта цифра сильно занижена – в действительности детей с ограниченными возможностями у нас не менее 1,5 млн. Закон «О социальной защите инвалидов» устанавливает им ежемесячные денежные выплаты в размере 500-1400 рублей в зависимости от группы инвалидности. А когда инвалид поступает в вуз, помимо обычной стипендии он имеет право еще и на социальную, которая устанавливается вузом, но не может быть менее 600 рублей в месяц.

В российских университетах вводятся программы по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями, а в некоторых организовывают очное обучение инвалидов. «В нашем университете с прошлого года работает система приема студентов-инвалидов из различных регионов страны, – сообщил «НИ» ректор Международного эколого-политологического университета Сергей Степанов. – Холлы и кабинеты вуза оборудованы специальной аппаратурой и техникой, мы ратуем за то, чтобы люди с ограниченными возможностями получали высшее образование».

Появляются и учебные заведения, ориентированные исключительно на детей-инвалидов. Как рассказали «НИ» в фонде «Особенные дети», в Москве к услугам детей с ограниченными возможностями главным образом средние специальные учебные заведения. По словам сотрудника фонда, желающих учиться в них больше, чем количества мест. Тем, кому мест не хватило, придется ездить в Подмосковье. Но зато там можно получить сразу высшее образование. В области расположено несколько вузов, предназначенных исключительно для обучения инвалидов.

Иногда дети-инвалиды поступают в вузы на общих основаниях. «Сейчас я учусь в обычном московском университете, который не поддерживает программу дистанционного образования для студентов с ограниченными возможностями, – рассказывает «НИ» инвалид третьей группы Евгения Прохорова. – Меня спокойно приняли в вуз, хотя родители не скрывали, что я инвалид. Но приемная комиссия пошла на уступки, и я надеюсь, что закончить университет мне точно удастся».

Познакомиться в Сети

Компьютерная сеть позволяет людям с ограниченными возможностями общаться, не выходя из дома. Первоначально Интернет использовали для консультаций. Инвалиды делились информацией прежде всего о том, как отстоять свои права и получить положенные льготы. С недавнего времени появились сайты нового типа – интернет-порталы для знакомств людей с ограниченными возможностями. «Анкеты, которые предлагается заполнить клиентам, предусматривают возможность указать людям подробности своего заболевания, чтобы заранее предупредить возможных партнеров. Можно, даже нужно указывать группу инвалидности», – рассказала «НИ» Татьяна, администратор одного из таких сайтов.

Она утверждает, что познакомиться в Сети и затем построить семью в реальной жизни вполне возможно. При этом инвалидность даже первой группы – это «не так страшно, как социальные болезни – наркотики и алкоголь». «Со своим будущим мужем я познакомилась на сайте знакомств для инвалидов, – подтверждает «НИ» инвалид второй группы Наталья Смирнова. – Мы долго переписывались, я не скрывала, что тяжело больна, но никогда ничего не слышала о заболевании моего поклонника. Сережа – мой муж – молчал и ничего не рассказывал о своем диагнозе. Тогда я подумала, что он просто стесняется. Но когда мы, наконец, встретились, выяснилось, что Сережа…абсолютно здоров! И его никак не волновало, что я – инвалид второй группы!»

newizv.ru