- 14.08.2012
Придворное общество
Сегодня в России на 70 тыс. школ и детских садов приходится всего 17 тыс. учреждений дополнительного образования, то есть в лучшем случае только каждый пятый российский ребёнок после школы занят в секции или кружке.
В 90-е годы система дополнительного образования развалилась. И тем не менее в последние пару лет сфера дополнительного образования, по крайней мере в Москве, стала постепенно реанимироваться. Причём не столько за счёт государственных субсидий (хотя постепенно государство возвращается в допобразование), сколько благодаря усилиям «частников».
Недавно в Москве собирались эксперты для обсуждения перспектив развития дополнительного образования. Основной мыслью, которая была озвучена на круглом столе «Яркое будущее для детей», стала идея отхода от советских стандартов. Так, олимпийская чемпионка, а ныне сенатор Светлана Журова подчеркнула, что до сих пор одной из основных его целей остаётся результативность, достижения, рекорды: «Спортшколы работают на результат, на подготовку чемпионов. А есть дети, которые не желают три часа пять раз в неделю посещать секции, при этом тренеры не хотят работать с такими детьми, перестраивать программу. Нужно сделать так, чтобы спортом, музыкой, рисованием занимались не только вундеркинды, но и все, кто хочет». Следствием работы педагогов, нацеленных только на победу, становится атмосфера муштры, которая отпугивает тех, кто не собирается делать из хобби профессию. На пагубность такого подхода указывает и уполномоченный по правам ребёнка в Москве Евгений Бунимович: «В советском дополнительном образовании стремились делать профессионалов. Теперь мы получили ситуацию, когда у нас есть целая плеяда выдающихся музыкантов, но их некому слушать, потому что у нас нет дополнительного образования любителей. Так же в спорте – все болеют за футбол, но другие виды спорта людям неизвестны, непонятны, а потому и неинтересны».
О том, что из советского ДК вполне возможно сделать современный досугово-образовательный центр, рассказала Елена Зеленцова, директор культурного центра ЗИЛ. Культурный центр ЗИЛ на «Автозаводской» – пилотный проект московского правительства, которое пытается решить проблему огромных пустующих площадей в государственных учреждениях.
Ещё один новый шаг в развитии дополнительного образования – проектная деятельность. Александр Николашин, организатор детского творческого фестиваля «Яркие люди», считает, что, если в одном месте собрать сразу и лучших педагогов, и детей с родителями, многие проблемы решатся сами собой: «Мы рассчитываем, что у нас на фестивале встретятся хорошие преподаватели и их будущие ученики. Причём каждый ребёнок сможет найти что-то своё, попробовать себя во многих мастер-классах».
Локальных пилотных проектов явно недостаточно для выведения дополнительного образования на качественно новый уровень.
Пока этого не происходит, имеем дело с ужасающей статистикой.
Если сравнивать нынешний уровень подростковой преступности со временами заката Советского Союза, то он вырос почти на 30%. Несовершеннолетние ежегодно совершают более 300 тыс. преступлений. Помимо этого из года в год абсолютно стабильно на 12-15% растёт количество административных правонарушений, которые инкриминируются несовершеннолетним. Если говорить о мегаполисах, то едва ли не треть всех социально опасных деяний на совести лиц, не достигших 14 лет. Ну и последняя тенденция: среди «детских» преступлений стали преобладать уголовные деяния с использованием различного оружия. По оценкам экспертов, число школьников, вооружённых разными видами холодного оружия и средствами самозащиты, составляет около 35%.
Вывод прост: либо детям создают все условия для нормального, цивилизованного досуга, либо они развлекаются как могут. Цифры ясно показывают, что в таком случае они отдадут предпочтение «единоборствам», а то и «стрелковым клубам».
Владимир Нишуков, "Версия"