Работа по душе



Тюремное ведомство сделало большую ставку на психологов и священников в воспитательной работе с осужденными. Душа человека, в том числе осужденного, – слишком тонкая материя, чтобы доверить ее исключительно гражданину начальнику.

В четырех регионах проводится эксперимент по включению священнослужителей православной церкви в деятельность казенных домов на постоянной основе. Институт штатных тюремных священников внедряют в местах не столь отдаленных Республики Мордовия, Камчатского края, Вологодской и Саратовской областей. В "пилотный проект", по некоторым данным, включены 16 исправительных учреждений.

В остальных казенных домах священники работают, так сказать, по свободному графику – приходят и уходят. Так как работа на зоне для них не основное место, а что-то вроде сверхурочных. Впервые идея создания специальных тюремных священников была озвучена еще в 2007 году. Но проработка проекта заняла несколько лет.

Первые итоги эксперимента положительные. Как отмечают граждане начальники, граждане осужденные стали меньше ругаться и сквернословить, дисциплина в целом укрепилась. Впрочем, люди за решеткой исповедуют не одну религию, уважать надо чувства и веру каждого. Сегодня в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний действует более 550 так называемых культовых помещений (если говорить казенным языком). В том числе более 500 храмов Русской православной церкви, 45 исламских мечетей, 6 буддийских дуганов и 3 католических костела.

Сверх того в местах лишения свободы открыто около 700 молитвенных комнат для представителей разных вероисповеданий. Представители различных религий полагают, что брать в тюремный штат священников не только можно, но и нужно, мол, это мировой опыт. "Например, даже в странах с таким жестким разделением Церкви и государства, как США и Франция, тюремные капелланы работают на штатной основе и оплачиваются государством, в том числе православные священнослужители. Думаю, постепенно, через эксперименты, этот опыт будет реализован и в России", – сказал в интервью информационным агентствам один из представителей православной церкви.

Однако с душами осужденных пытаются работать и светские специалисты. Начиная с советских времен перед тюремной системой всегда ставилась задача исправлять человека. Правда, во времена ГУЛАГа и позже это, скорее всего, было лукавством. Людей, избежавших расстрельных подвалов, пытались исправить трудом, причем многих такое "исправление" вгоняло в могилу. Зато государство получало недорогую рабочую силу.

Теперь тюремное ведомство пытается ввести более тонкие подходы, развивать психологические службы. Внедряются даже авторские программы. Например, в Татарстане психологические лаборатории тюремного ведомства разработали в том числе программу психокоррекционной работы с помощью сахаджи-йоги – в ее основе лежит аутотренинг и очищение организма. Другая авторская программа сделала упор на творческую составляющую личности. Как сообщается, это "конек" психологов свияжской ИК-5. В своей работе они очень активно применяют различные методики, в основном авторские, призванные выявить скрытые таланты человека.

Недавно в Вологодском институте права и экономики ФСИН России даже провели всероссийский конкурс авторских программ тюремных психологов. Кроме того, Федеральная служба исполнения наказаний провела на базе трех казенных домов эксперимент по апробации альтернативной модели психологического сопровождения осужденных, основанной на привлечении к исправительному процессу гражданских психологов.

Кстати

В исправительных учреждениях тюремного ведомства созданы 1334 религиозные общины, в которые входят более 78 тысяч осужденных, организованы 242 воскресные школы и более 100 библейских и исламских курсов, где проходят религиозное обучение свыше 9 тысяч верующих осужденных.

Владислав Куликов, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5828