Сдачи не надо



Вчера экспертная группа Открытого правительства рассматривала инициативу гражданского общества “Мой дом – моя крепость”. Петиция, собравшая 100 тысяч подписей в Интернете, предлагает расширить права граждан на самооборону хотя бы в пределах собственного жилища.

На момент подписания номера заседание еще продолжалось. Интрига же состоит в том, что, как сообщила накануне пресса, МВД и минюст дали на проект отрицательные отзывы. Впрочем, в аппарате министра по вопросам Открытого правительства не стали до заседания ни подтверждать, ни опровергать содержание отзывов. В целом же на сайте “Российской общественной инициативы” можно найти несколько инициатив, так или иначе связанных с расширением прав на самооборону. Это неудивительно: тема самообороны чрезвычайно горячая. Люди, решившие дать отпор негодяям, пока все-таки буквально ходят по лезвию юридического ножа, так как грань между допустимой и недопустимой обороной зачастую тонка, а суды нередко отправляют за решетку граждан, которые, защищая себя, нанесли вред злодеям.

Недавно одно из подобных дел разобрал Верховный суд России. Под статью попал мужчина из Ленинградской области, которому вместе с другом как-то не повезло встретиться с тремя хулиганами.

Негодяи были вооружены палками. В драке мужчина поднял с земли палку, выпавшую из рук одного из нападавших, и убил их главаря. За это нижестоящие суды дали человеку шесть лет. Однако Верховный суд страны отменил приговоры и полностью оправдал человека, а само дело включено в свежий обзор судебной практики. По словам правоведов, позиция высшей судебной инстанции должна стать ориентиром для нижестоящих судов, поэтому есть шанс, что судебная практика изменится. Однако многие представители гражданского общества считают, что надо внести некоторые поправки и в законы, чтобы человек, имеющий мужество дать отпор преступникам, чувствовал себя спокойно и в разговоре с прокурором.

Хотя судьбу данной инициативы пока предсказать трудно, в целом новые технологии дают гражданам уникальный шанс присоединиться к процессу принятия государственных решений. С помощью сайта “Российской общественной инициативы” вполне можно продвигать идеи и новации, имеющие широкую поддержку среди граждан.

Как заявил вчера министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, Общественные инициативы, не набравшие 100 тысяч голосов, будут все равно рассматриваться экспертами и направляться для проработки в соответствующие ведомства. Поэтому даже те инициативы, что за сроком давности снимаются с сайта, в вечность не канут. Над ними тоже подумают.

“Те инициативы, которые будут сейчас сниматься, мы должны будем сопровождать микроэкспертным заключением и направлять для использования в работе, – сказал Михаил Абызов. – Если под инициативой подписалось несколько десятков тысяч граждан, она заслуживает того, чтобы быть рассмотренной. Мы должны уважительно относиться к таким предложениям, найти способ реакции на них и отношения к ним. Давайте делать совместно с нашими ведомствами и экспертным советом правительства такую работу”.

Он пояснил, что инициативы, выдвинутые на портале “Российской общественной инициативы”, подлежат обнулению, если не набирают в течение года 100 тысяч голосов. “Сейчас подходит период времени, когда заявки, не набравшие голосов, будут сниматься. Это не означает, что подобные инициативы не могут быть заявлены вновь, но голоса придется собирать с нуля”, – отметил Михаил Абызов.

Кстати, с помощью сайта было выдвинуто более 3,5 тысячи инициатив гражданского общества. Сейчас под ними идет сбор подписей. Как рассказал недавно президент Фонда информационной демократии Илья Массух, выступая на Московском юридическом форуме в университете имени Кутафина, наша система является первой в мире, когда государство взяло на себя обязательство рассматривать петиции граждан, поступившие через Интернет и набравшие необходимый барьер. За рубежом тоже принимают по Сети предложение, но там петиции ни к чему не обязывают начальников.

Владислав Куликов, Российская газета