Шерифа зовут на выход



Проект закона “О муниципальной милиции в РФ” внесен во вторник в Государственную думу и направлен на рассмотрение председателя ГД Сергею Нарышкину.

Это революционный документ, в корне перекраивающий всю российскую правоохранительную систему. После принятия закона “О полиции” и переименования милиционеров в полицейских предлагается не обратное переименование, а возврат милиции только на муниципальный уровень. На федеральном уровне, а также в таких крупных городах как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь разработчики предлагают по-прежнему оставить полицию. Исключительно полицейские должны работать, согласно документу, и в закрытых административно – территориальных образованиях, а также на особо важных и режимных объектах.

О разработке этого законопроекта известно давно. В народе его даже прозвали – о введении шерифов. Дело в том, что главной новацией документа является избираемость милицейских руководителей в городах, деревнях и селах местным населением. Подобный принцип применяется в полиции США, где шерифы, охраняющие покой жителей, ими самими и избираются.

Управления муниципальной милиции, согласно документу, должны появиться во всех муниципальных образованиях (города, столицы субъектов РФ, районы крупных городов) с населением свыше 250 тысяч человек. При этом избирать главу муниципальной милиции предлагается тайным голосованием, а участковых  – открытым, на собраниях местных жителей. Начальник органа муниципальной милиции и участковый будут избираться сроком на 5 лет. По истечении этого срока они вправе снова выдвинуть свои кандидатуры.

Другой коренной новацией законопроекта является вывод муниципальной милиции из структуры МВД. Причем даже на здании органа милиции предлагается размещать герб не МВД, а официальные символы – флаг и герб – города, села или деревушки, в которой милиционеры станут работать.

С полицейскими начальниками и местными чиновниками милицейские руководители станут только сотрудничать. Милиция в законопроекте рассматривается как самостоятельный муниципальный орган, непосредственно подчиняющийся главе муниципального образования, но при этом не входящий в структуру местной администрации. Подразумевается, что милицейские руководители после избрания населением, подотчетны будут также только местным жителям. Опять же по аналогии с американскими шерифами.

При этом расследование преступлений и другие важные задачи по-прежнему останутся в ведении МВД. То есть следователи, оперативники, эксперты и сотрудники других должностей, непосредственно участвующие в раскрытии преступлений, останутся только в полиции. Милиции предлагается заняться исключительно охраной правопорядка на вверенной территории, профилактикой правонарушений и защитой граждан и их имущества.

В состав муниципальной милиции, согласно законопроекту, войдут дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, участковые, инспекции по делам несовершеннолетних и другие подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на муниципальную милицию.

Среди таких обязанностей в первую очередь, прописано пресечение хулиганства и других антиобщественных поступков на улицах и в местах массового скопления граждан местах. Борьба с беспризорностью, пресечение и фиксация административных правонарушений, помощь полиции в расследовании преступлений, совершенных на территории муниципального образования. А также розыск, безопасность на массовых мероприятиях, выявление наркоманов и многие другие низовые задачи, исполняемые сегодня патрульно-постовыми полицейскими и участковыми.

Появятся у милиционеров и новые полномочия, которых доселе не было у полицейских. Так им разрешат по письменной жалобе хозяина квартиры “принудительно удалять из жилища лиц, находящихся совместно с ними в жилище в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения”. Правда, только если есть основания полагать, что нетрезвые граждане могут причинить вред жизни и здоровью жалующихся либо нанести ущерб имуществу. Всех на кого, укажет заявитель, а это может быть как зашедший в гости сосед, так и муж заявительницы, предлагается отвозить к врачу либо в отдел милиции, где содержать их до полного вытрезвления.

Все милиционеры, согласно закону, будут иметь право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Форма милиционеров по всей стране будет единой, но станет отличаться от полицейской. Воинские звания предлагается оставить такие же, как в полиции и в армии.

“В настоящее время охрана общественного порядка полностью монополизирована в руках централизованной госструктуры – полиции. Данное обстоятельство не отражает реалий федеративного устройства страны и фактически игнорирует наличие одной из конституционных форм организации публичной власти – местного самоуправления”, – объясняют в пояснительной записке разработчики необходимость разработки законопроекта. Документ, к слову, подготовлен группой депутатов, среди которых наиболее известны Сергей Миронов, генерал-майор МВД Татьяна Москалькова и Олег Нилов.

Примечательно, что к законопроекту приложен отзыв правительства РФ, в котором оно не поддерживает документ. Среди основных замечаний то, что предусмотренные законопроектом полномочия предполагают участие муниципальной милиции в деятельности полиции практически по всем направлениям, в том числе в обеспечении правового режима контртеррористической операции, режимов военного и чрезвычайного положений. “Такой подход фактически означает дублирование полицейских полномочий”, – говорится в отзыве правительства РФ.

Вдобавок в Белом доме сочли, что депутаты переусердствовали с полномочиями муниципальной милиции. К примеру, предложили милиции охранять объекты муниципальной собственности, а также материальные и культурные ценности в зонах чрезвычайных ситуаций, что относится не к обеспечению охраны общественного порядка, а к охране имущества.

Не поддерживает законопроект и МВД. Летом министр внутренних дел Владимир Колокольцев, выступая на правительственном часе в Госдуме, ответил о своем отношении к муниципальной милиции. “Наше ведомство считает преждевременным поддерживать этот законопроект. Во-первых, здесь сразу возникает конфликт интересов. Я это всё видел в начале 90-х годов, работая в Москве, когда возникала просто конфликтная ситуация: муниципальная милиция задерживает, доставляет граждан, грубо говоря, их оставляет на волю воздействия федеральных милиционеров. Возникает спорная ситуация: кто их должен оформлять? И разные другие вопросы, в том числе касаемые финансового и материально- технического обеспечения”, – объяснял министр.

Иван Петров, Российская газета