- 17.09.2008
Сорок дней Цхинвала в прямом эфире
Ольга Костина, председатель комиссии ОП по расследованию военных преступлений в Южной Осетии, рассказала слушателям «Русской службы новостей» о ходе расследования и последствиях военных действий в Цхинвале
Во вторник, 16 сентября, руководитель правозащитного движения «Сопротивление», член Общественной палаты РФ и председатель комиссии по расследованию военных преступлений в Южной Осетии Ольга Костина стала гостем авторской программы Владимира Карпова «Наивный человек», которая выходит на радиостанции «Русская служба новостей». В течение часового эфира Костина ответила на вопросы слушателей и рассказала о книге, посвященной страшным августовским событиям в Цхинвале, которую в эти дни готовит к выходу движение «Сопротивление». Кроме того, слушатели программы узнали, какую роль в поддержке пострадавших в результате военных действий в Южной Осетии играют общественные организации, социальные службы и граждане нашей страны. Костина также объяснила, почему не следует распространяться о непроверенных фактах и верить третьим лицам и почему при этом не стоит умалчивать те события, свидетелями которых вы стали.
– Какое определение тех событий вы сформулировали для себя?
Ольга Костина: Сейчас формулировок хватает, но я решила придерживаться позиции, которая сформировалась, когда мы в первый раз приехали в Цхинвал – это было еще 14 августа. Тогда нам всем показалось, что это очень похоже на массовое заказное убийство. Поэтому книга, посвященная событиям в Южной Осетии, которую мы подготовили с коллегами и которая в самое ближайшее время пойдет в печать, так и называется: «Южная Осетия. Хроника заказного убийства».
– То есть, уже сейчас готова полноценная книга о событиях в Цхинвале?
Ольга Костина: Это даже скорее альбом, потому что мы все-таки предпочли дать слово не политикам, не политологам и даже не историкам, а тем, кто там был. То есть, гражданам, врачам, журналистам. Другими словами, мы собрали такую книгу свидетельских показаний, собранных из совершенно разных источников и подкрепленных фотоматериалами. Часть фотографий из этой книги мы представляли на выставке в Москве. Мы решили, что хорошо было бы дать всем возможность поразмышлять самостоятельно.
Кому это адресовано? Да, может быть, наши граждане уже устают от частоты всех этих страшных картин, ужасов и прочего. Но, наверное, для того, чтобы что-то в себе дернуть и вспомнить, нужно все-таки увидеть. Тут ведь дело даже не в том, что мы сейчас переживаем трагедию такого сложного этнического и политического характера. А дело в том, что оказалось, что это все-таки работает. И оказалось, что если нам почаще напоминать о том, что кто-то рядом с нами нуждается, может быть, даже в элементарной помощи, это начинает в нас что-то шевелить. Что-то, что делает нас немножко другими.
Книга выпущена на благотворительные деньги, поэтому она не будет продаваться. Мы будем рассылать ее во все правозащитные организации: российские, европейские, американские, в любые. Ее можно будет заказать через сайты, которые мы организовали, и, конечно, она будет доступна в офисе нашего движения. Безусловно, все способы приобретения этой книги мы опубликуем в открытой печати.
– Движение «Сопротивление» – это некоммерческая правозащитная организация. Сейчас достаточно много правозащитных организаций работает в Южной Осетии и Грузии. И многие говорят, что их мнение и способ помощи зависит от того, из какой страны эти организации приехали. Ощущали ли вы какую-то борьбу в этом смысле?
Ольга Костина: Наверное, это борьба даже не между организациями, а просто между людьми и их мировоззрением. Но лично я была весьма удручена тем, что сейчас перед нами в полный рост сейчас встает проблема крайней политизации правозащитной деятельности. Все-таки практика показывает, что выводы организаций зависят не только от того с какой стороны они приехали, но и от того, каких ценностей они придерживаются. Это безумно печально, потому что во всем цивилизованном мире правозащита – это на 80% социальная деятельность, поддержка основных прав граждан. И только фрагментарно это поддержка политических прав граждан. Безусловно, это важно. Но все это роскошь стабильного общества, роскошь общества, в котором каждый человек уверен, что он сыт, одет, что его дети живы и здоровы, что все они защищены и защищена их безопасность. В нашем обществе долгое время пропагандировался перекос как раз в другую сторону. Мы все действительно слишком политизированы, мы крайне много знаем о политике и практически ничего не знаем о свих правах.
Что касается правозащитного движения «Сопротивление», то базовая задача нашей деятельности заключается в поддержке жертв преступности. И идея политизации поддержки жертв преступности сама по себе весьма нелепа. Потому что, когда человека, извините за прямоту, избили и ограбили в подъезде, его вряд ли спрашивали, к какой политической партии он относится или каких политических взглядов он придерживается. Я могу сказать, что сейчас я сотрудничаю практически со всеми, кто представлен на правозащитном поле, несмотря на то, что у нас могут быть разные мнения или принципы. Вообще, мне кажется, что это немыслимая история. Если начинать защищать основополагающие права исходя из политических взглядов человека, то мы обречены на гибель.