- 17.11.2010
Советы и советчики
Общественные Советы при силовых ведомствах должны выполнять не только совещательные функции, но и контролирующие. Таково мнение членов Общественной палаты РФ, правозащитников и лидеров некоммерческих организаций.
17 ноября настоящее и будущее Общественных Советов при силовых структурах обсудили участники «круглого стола» «Роль гражданского общества в модернизации правоохранительных органов и судебной власти». Членов Общественных Советов и общественных деятелей к дискуссии пригласила Комиссия Общественного Совета Москвы по защите прав граждан и их объединений, взаимодействию с правоохранительными и судебными органами.
Общественным Советам, действительно, необходима модернизация. Функции этих органов при том или ином ведомстве значительно отличаются и определяются руководством ведомства. В настоящее время в Общественной палате РФ готовится законопроект об Общественных Советах, который поможет определить четкие задачи подобных органов.
Одним из первых в России был создан Общественный Совет при ГУВД г. Москвы. По признанию правозащитников – это одна из самых деятельных структур. «Общественный Совет не декоративная ширма при московской милиции, – отметил . – Мы смогли создать такой формат работы, при котором каждый член Совета имеет возможность донести до руководства московской милиции свое решение той или иной проблемы. Более того – эти предложения принимаются и выполняются».
Правозащитники признают, что с московской милицией работать стало гораздо проще, а ее эффективность значительно выросла. «В любое время дня и ночи мы можем провести проверку любого отделения милиции, – поделился опытом взаимодействия с ГУВД Председатель Правления общественной организации «Комитет за гражданские права» Андрей Бабушкин. – Нас радует, что реакция на критику действий сотрудников милиции рассматривается не как негатив, а как повод для конкретного расследования».
Андрей Бабушкин удивлен характером работы иных Общественных Советов. «Кто-нибудь слышал, чем занимаются Общественные Советы при Прокуратуре, при ФСКН, ФССП?» – поинтересовался правозащитник.
Член Общественной палаты РФ, Член Общественного Совета при ФСИН Мария Каннабих подтвердила, что руководство того или иного ведомства приглашает к работе в совете «людей, с которыми может работать». Далеко не всегда эти люди могут изменить работу ведомства в лучшую сторону. Да и задачи подобные не всегда ставятся.
«Мы знаем случаи, когда при смене руководства, новый начальник первым делом разгонял Общественный Совет, который существовал до его назначения, – отметила Мария Каннабих. – Подобную практику необходимо исключить. В законе об Общественных Советах необходимо закрепить не только совещательные функции этих структур, но и, в первую очередь, контролирующие, а так же аналитические».
По мнению специалистов, Общественные Советы должны изменить не только статус и структуру, но и получить финансовую независимость. Сегодня финансирование деятельности членов Совета решается руководством ведомства. Фактически это ставит члена Совета в зависимое положение. Другой вариант – собственные средства. Однако, для серьезной аналитической работы, особенно с выездом в регионы России, подобная схема не может быть постоянной.
«Мне очень нравится, как работает Общественный Совет при ГУВД г. Москвы, – . – Признаюсь, мне очень нравится, как работает с общественностью начальник московского ГУВД Владимир Колокольцев, которого я знаю уже более 20 лет. Необходимо признать, что Общественные Советы, действительно, имеют разную структуру и функции. Опыт их работы необходимо изучить и проанализировать. Мы будем это делать. Я поддерживаю работу по подготовке законопроекта об Общественных Советах. Совет при Президенте РФ сформирован, в том числе и для того, чтобы содействовать законодательным и иным правовым инициативам гражданского общества».
Для более детального обсуждения и принятия конкретных решений по реформированию Общественных Советов, участники дискуссии предложили провести на базе Общественного Совета Москвы расширенное координационное совещание, на котором бы смогли высказать свою точку зрения, как руководство силовых структур, так и общественные лидеры.