- 22.03.2023
Суд удаляется: цифровизация поможет упростить уголовный процесс
Полиция
В Госдуме предлагают сэкономить на бумажном делопроизводстве
Законопроект, позволяющий частично использовать электронные документы по уголовным делам на стадии расследования, внесен в нижнюю палату российского парламента. В январе были приняты аналогичные поправки, касающиеся стадии рассмотрения дела в суде. Отказ от традиционных форм делопроизводства обусловлен также желанием экономить на расходных материалах и заботой о лесе. Подробности — в материале «Известий».
Суд да дело
В начале года вступили в силу изменения в законодательстве, позволяющие участникам уголовного разбирательства использовать электронную форму подачи жалоб и ходатайств после передачи дела в суд. Это существенно упростило жизнь заинтересованным сторонам, поэтому новая инициатива — попытка частично внедрить дистанционную форму участия до поступления материалов в суд.
«Для оптимизации досудебной стадии уголовного судопроизводства за счет использования современных цифровых платформ и технологий, повышения доступности правосудия предлагается дополнить УПК РФ положениями, устанавливающими, что ходатайство, заявление, жалоба, представление, требование, не содержащие охраняемую федеральным законом тайну, при наличии технической возможности могут быть поданы прокурору, следователю, руководителю следственного органа, в орган дознания, дознавателю в электронном виде», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Также законопроект предусматривает возможность составления обвинительного заключения (постановления или акта) и других процессуальных документов в форме электронного документа.
Кроме того, авторы инициативы считают, что она поможет своевременно уведомлять заинтересованные стороны о принятых процессуальных решениях, а также предотвратить возможность утраты документов в ходе рассылки.
«При этом время, затраченное на получение указанных копий, пропорционально ограничивает возможности участников уголовного судопроизводства по обжалованию решений, сбору дополнительных доказательств, обоснованию ходатайств о производстве процессуальных действий и принятии процессуальных решений», — говорится в документе, направленном в Госдуму. Предлагается доставлять необходимые документы участникам процесса с помощью сервиса «Госуслуги» либо других инфосистем, определенных компетентными структурами.
Фонд поддержки пострадавших от преступлений предложил МВД создать систему личного кабинета, где каждый участник судебного разбирательства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах имел бы возможность в режиме реального времени вести официальную переписку, подавать заявления, ходатайства, жалобы, знакомиться с решениями по делу, участвовать в судебных заседаниях онлайн. Об этом говорится в аналитическом докладе организации по итогам 2022 года (есть в распоряжении «Известий»).
Как пояснили в фонде, подобные изменения отвечают современным тенденциям и способны как снизить нагрузку на государственный бюджет, так и сократить сроки расследования уголовных дел при сохранении гарантий прав сторон.
Тайна следствия
Барьером на пути цифровизации уголовного процесса было и остается соблюдения секретности. Однако современные способы передачи информации позволяют сохранить тайну следствия, считает член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.
— При направлении документов через государственные сайты или ГАС «Правосудие» вероятность нарушения тайны следствия низка. При правильной систематизации документов пользование ими станет намного проще. Возможность электронной отправки документов — это упрощение всей обязательной уведомительной процедуры, предусмотренной УПК РФ, — полагает она.
Еще один минус «бумажного» делопроизводства, о котором говорят законотворцы, — огромные объемы затрат на бумагу и канцтовары. Только общий объем обвинительных заключений, переданных органами МВД в прокуратуру за 2021 год, составил почти 151 тыс. томов. Это примерно 90 тыс. пачек по 500 листов формата А4, что составляет примерно 230 т бумаги, на изготовление которой потребуется в среднем 3500 деревьев (расчеты «Известий» сделаны на основе данных портала «Всё о бумаге»). И обвинительное заключение далеко не единственный документ в уголовном деле.
Для наглядности проблемы авторы пояснительной записки приводят пример из практики. Для распечатки экземпляров обвинительного заключения по делу в отношении 12 «черных лесорубов» следователям иркутского управления ГУ МВД потребовалось 434 пачки бумаги. Это больше тонны бумаги, для производства которой в среднем придется погубить до 20 деревьев. Масса экземпляров обвинительных заключений для 23 участников преступного наркосообщества, действовавшего в нескольких регионах страны, составила 1240 коробок бумаги (по 5 пачек в каждой). Ради 16 тонн листов А4, по самым скромным подсчетам, приходится вырубать целую рощу из 240 деревьев. Также сообщается, что при распечатке было израсходовано свыше 600 картриджей для принтера.
Положительный опыт представления арестантам обвинительного заключения в электронном виде у российского следствия уже есть. Так поступили в 2019 году при расследовании преступлений международных киберпреступников.
«В связи с большим объемом (1950 томов) обвинительное заключение обвиняемым, в том числе содержащимся под стражей, и их защитникам было вручено в цифровом формате путем передачи электронных книг», — говорится в записке к законопроекту.
Если почта, то электронная
Адвокатское сообщество в целом позитивно восприняло инициативу. Особенно ту ее часть, которая позволит участникам судопроизводства реже прибегать к традиционной почтовой пересылке.
— Хотя чаще всего сроки доставки корреспонденции невелики (например, в рамках одного региона), риски утраты в процессе доставки важных документов и, следовательно, пропуска установленных законом процессуальных сроков имеются, — рассказал «Известиям» адвокат, руководитель уголовной практики Vinder Law Office Максим Маценко. — Еще более важны эти обстоятельства в случае значительной удаленности отправителя документа от его адресата.
Собеседник указывает, что предложения законодателя станут эффективными лишь при создании технической возможности для электронного документооборота.
— В то же время реализация части данных новелл на практике представляется затруднительной. С долей осторожности стоит отнестись к предложению вручать обвинительное заключение в цифровом формате на предоставленном органами техническом устройстве заключенному под стражу. Далеко не все СИЗО снабжены оборудованием по отправке и получению электронных писем, что значительно усложняет реализацию права обвиняемых и подозреваемых на переписку, — резюмировал адвокат.
Адвокат считает, что для ознакомления с процессуальными материалами «электронный» вариант вряд ли будет широко применяться на практике.
Иван Петров, Известия