- 22.11.2013
Судебной реформе дали толкование
22 ноября Госдума одобрит в третьем, заключительном чтении проект поправок к Конституции, по которым нынешний самостоятельный Высший арбитражный суд (ВАС) должен стать частью Верховного суда (ВС). А 21 ноября Владимир Путин внес в Госдуму сразу три законопроекта, которые должны привести судебную систему в соответствие с будущими конституционными установками. Президент сделал это, не дождавшись не только окончательного решения думцев, но и мнения Совета федерации, а также региональных законодателей, без положительной оценки которых правка Конституции невозможна.
Расширенные полномочия высшей судебной инстанции президент предлагает зафиксировать в специальном конституционном законе “О Верховном суде РФ”. Сейчас его работу регулирует закон “О судах общей юрисдикции в РФ”, но вскоре ВС по своей компетенции выйдет за рамки “общей юрисдикции”. Ведь его судьи, помимо традиционных уголовных, административных и гражданских дел, будут теперь заниматься и “экономическими спорами” (полномочия упраздняемого ВАС). Под эти споры будет создана отдельная коллегия ВС, военная коллегия будет переименована в коллегию по делам военнослужащих, появится также дисциплинарная коллеги.
Вносятся и поправки к закону “О судебной системе РФ”, поскольку в стране теперь останется только два федеральных суда — Конституционный (КС) и Верховный. Такую поправку и предлагает второй президентский законопроект, в котором ВС признается “высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам”, подсудным судам общей юрисдикции. При этом с упразднением ВАС арбитражная система судов, согласно законопроекту, пока продолжит действовать. Третий законопроект устанавливает порядок отбора судей в “первоначальный состав” обновляемого ВС.
Владимир Путин внес свои законопроекты, не дождавшись, пока поправка к Конституции, касающаяся двух судов, обретет конституционную силу. Ведь по процедуре, предусмотренной самой Конституцией, одобрения думского квалифицированного большинства (не менее 300 депутатских голосов за) недостаточно. После думцев поправку должны одобрить не менее двух третьих членов Совета федерации (СФ). После чего за должны высказаться не менее двух третей региональных парламентов, после чего потребуется повторное одобрение СФ.
Не исключено, что президентская сторона внесла три законопроекта, чтобы снять возможную остроту дальнейшей дискуссии вокруг судебной реформы. Самые критические претензии к ней публично высказал Высший арбитражный суд (см. “Ъ” от 12 ноября). ВАС, в частности, опасался, что в стране будет упразднена вся система арбитража, а не только его высшая инстанция. Кроме того, более полусотни юридических компаний подписались под обращением к законодателям с призывом отказаться от реформы или хотя бы приостановить ее “до подготовки полного пакета” необходимых законопроектов. А думская оппозиция пыталась заблокировать реформу в той ее части, которая позволяет президенту назначать не только генпрокурора, но и всех его замов. Возможно, поэтому президент не стал спешить с внесением законопроекта, меняющего порядок назначения руководителей прокуратуры.
Из-за позднего внесения пакета законопроектов опрошенные “Ъ” юристы вчера отказывались их комментировать. Сам факт появления проекта отдельного закона о новом ВС эксперты сочли логичным, ведь если сейчас Верховный суд — элемент судов общей юрисдикции, отметила судья КС в отставке Тамара Морщакова, то после принятия упразднения ВАС он фактически будет возглавлять две ветви судебной власти. При этом она отметила, что вносить поправки к Конституции без последующих актов “изначально было нельзя”. Зампред думского комитета по конституционному законодательству от КПРФ Вадим Соловьев опасается, что упоминание федеральных арбитражных судов в поправках к закону “О судебной системе” — “переходная норма”, поскольку арбитраж теперь не упомянут в Конституции.
Укрепление судебной вертикали
Структура нового ВС определена законом об этом суде и спецзаконом “О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав ВС”. С момента их вступления в силу вакантными становятся посты 170 судей ВС, в том числе председателя и его первого заместителя, зампредов во главе дисциплинарной и пяти отраслевых коллегий (по административным, гражданским, уголовным делам, экономическим спорам и делам военнослужащих), а также председателя и зампреда апелляционной коллегии. В нынешнем ВС коллегию по административным делам возглавляет первый зампред ВС Петр Серков, теперь эти должности будут разделены. При этом общая численность коллегий по уголовным делам и делам военнослужащих будет сокращена: с 65 до 60 судей и с 7 до 5 судей соответственно. Полномочия ВАС, где сейчас работают 53 из 90 полагающихся по штату судей, будут распределены, по всей видимости, между тремя коллегиями ВС. При этом численность коллегий по административным и гражданским делам вырастет по сравнению с существующими в ВС соответственно с 19 до 33 и с 10 до 32 судей, и еще 30 судей будут назначены в новую коллегию по экономическим спорам. Таким образом, в целом на эти три коллегии отведено 95 вакансий, то есть почти столько, сколько ранее было предусмотрено лишь для судейского состава ВАС.
Дисциплинарная коллегия заменит упраздняемое в итоге Дисциплинарное судебное присутствие, куда сейчас входят судьи ВС и ВАС (председатель ВАС Антон Иванов ранее предлагал укрепить его и судьями КС). В новом формате функции этого недолго просуществовавшего нового органа (где, в частности, судьи могли обжаловать решения квалификационной коллегий о прекращении их полномочий за дисциплинарный проступок) теперь будут переданы “внутренней” коллегии из числа исключительно судей ВС, несмотря на то что ВАС в своем отзыве эту схему раскритиковал.
Вопреки критике и отклоненным накануне поправкам к законопроекту об изменении Конституции, сохранился и предложенный ранее порядок формирования специальной квалификационной коллегии для формирования нового суда. 24 из 27 ее членов будут избраны представителями советов судей субъектов РФ из числа этих советов — по три члена коллегии от каждого федерального округа. Таким образом, не все субъекты федерации получат в итоге своего представителя в коллегии, кроме того, очевидное большинство членов региональных советов судей составляют судьи судов общей юрисдикции, так что у судей арбитражных судов шансы попасть в коллегию и повлиять на формирование своих профильных коллегий в ВС минимальны. К участию в конкурсе на должность судьи ВС допускаются судьи и граждане не младше 35 лет с юридическим стажем не менее десяти лет. При этом от сдачи экзамена освобождаются судьи, кандидаты и доктора юридических наук и заслуженные юристы РФ.
Обеспечение всей деятельности по формированию нового суда возлагается на судебный департамент при ВС, которому впоследствии передаются и полномочия по финансированию арбитражной системы (ранее эти суды финансировал ВАС) вместе с предусмотренным для нее бюджетом. При этом самому судебному департаменту дополнительного штата и средств на реализацию дополнительных полномочий не выделяется.
Как пояснил “Ъ” один из источников, близких к администрации президента, чуть более сотни арбитражных судов — это капля в море по сравнению с количеством судов общей юрисдикции. Однако опрошенные “Ъ” юристы отмечают, что суды общей юрисдикции обеспечиваются судебным департаментом на уровне “каменного века” и в этом департаменте просто нет специалистов и ресурсов, необходимых для поддержания высоких технологий XXI века, которы-е используют арбитражные суды.
“Внесенные президентом законопроекты расширяют и углубляют принятые поправки к Конституции. Согласно ст. 120 Конституции, судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Думаю, что усиление вертикализации судов не повысит ни степень независимости судей, ни их законопослушание”,— считает вице-президент Федерального союза адвокатов Сергей Попов.