Свидетель по расчету



В минувшую пятницу Госдума приняла согласованные с Советом Федерации поправки в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которые дают правоохранительным органам законное право заключать досудебное соглашение о сотрудничестве с участниками организованных преступных групп и сообществ.

У следствия, таким образом, может появиться ценный свидетель, который поспособствует в раскрытии заказного убийства, разоблачении банды наркоторговцев или коррупционной цепи, в розыске имущества, добытого в результате преступления. Ради смягчения наказания себе самому. Такому свидетелю будет обеспечена особая защита. Его ходатайство о сотрудничестве, если возникнет угроза безопасности ему и его близким родственникам, будет храниться в опечатанном конверте.

Конечно, рассчитывать на то, что закоренелые бандиты теперь станут записываться в очередь к следователям, чтобы сдать своих подельников, вряд ли стоит. Хотя вице-спикер от ЛДПР Владимир Жириновский допускает подобный вариант. Однако, как надеется председатель Комитета ГД по безопасности Владимир Васильев, закон о так называемой "сделке с правосудием" все-таки поможет бороться с оргпреступностью.

Но далеко не все даже в депутатском корпусе разделяют такие надежды. Бывший прокурорский работник коммунист Виктор Илюхин – убежденный противник "сделки с правосудием". Он не считает, что пример США, где с ее помощью расследуется большая часть серьезных преступлений, достоин подражания. Всякий торг с преступниками, по мнению Илюхина, недопустим, а любая "сделка с правосудием" всегда попахивает, и попахивает дурно.

Она увеличивает коррумпированность правоохранительных органов и нарушает такие принципы отправления правосудия, как гласность и непосредственное участие в исследовании доказательств. Илюхина, как и его коллег по фракции, которые в пятницу дружно проголосовали против уже исправленного варианта закона, не переубедили те изменения, что были внесены в текст после того, как Совет Федерации отклонил принятый Госдумой документ.

У сенаторов были свои претензии к депутатским поправкам в УК и УПК, разрешающим "сделку с правосудием". Спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов выразил их, не вдаваясь в подробности, – "много юридических несуразиц". А подробностями в течение месяца занималась согласительная комиссия. В результате в законе была уточнена процедура заключения досудебного соглашения о сотрудничестве с теми, кому грозит высшая мера: пожизненное заключение или смертная казнь. Если они пойдут на сделку с правосудием, тоже могут получить более мягкий приговор – уже не "вышка", а не более двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания в виде лишения свободы, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК.

Наказание, не превышающее двух третей положенного по УК, получат, заключив досудебное соглашение о сотрудничестве, подозреваемые или обвиняемые и в других, не столь тяжких, преступлениях. Еще либеральнее суд отнесется к тем, у кого есть смягчающие обстоятельства (явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления) и нет отягчающих обстоятельств. Срок или размер наказания в таких случаях скостят как минимум наполовину.

Главное условие – на "сделку с правосудием" подозреваемый или обвиняемый должен пойти на стадии предварительного расследования. А "ценные сведения", которые он сообщит, должны быть достоверными. Согласительная комиссия исключила лжесвидетельство или оговор из списка отягчающих обстоятельств – это было в первоначальном варианте закона. Однако решено установить ответственность за такие правонарушения в новой статье Уголовного кодекса. Как заметил первый зам пред Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству "единоросс" Владимир Груздев, если человек, заключивший досудебное соглашение, солгал при даче показаний или скрыл существенные обстоятельства совершения преступления, суд вынесет ему приговор без применения каких-либо льгот. Преступник будет отбывать наказание "по всей строгости закона". Он лишается права на замену тюремного заключения каким-либо более мягким видом наказания.

Новую, усовершенствованную с участием сенаторов версию закона о "сделке с правосудием" поддержал 321 депутат. Документ вновь отправлен в Совфед, где, вероятно, теперь будет одобрен.

Тамара Шкель, "Российская газета" – Центральный выпуск №4926 (102) от 8 июня 2009 г.