Татьяна Потяева: «Общественные институты способны улучшить работу уголовно-исполнительной системы!»



alttext



Московские изоляторы и места пребывания заключённых должны обеспечить гражданам доступную и во всех отношениях безопасную среду. Об этом заявила Уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева на открывшейся 28 сентября профильной межрегиональной конференции.

В 2017 году в адрес московского Уполномоченного по правам человека поступило 306 жалоб от заключённых. Это 12% от всех обращений. Заключённые обжалуют условия содержания, сообщают о нарушениях в ходе дознания, предварительного следствия, а так в сфере оказания медицинских услуг.

«Все заявления, связанные с состоянием здоровья и медициной берутся под наш пристальный контроль, – заявила Татьяна Потяева. – Обеспечить качественными услугами лиц, содержащихся в заключении, достаточно сложно. Мы все помним ситуацию, в которой оказался инвалид-колясочник первой группы с атрофией мышц Антон Мамаев. К счастью, совместными усилиями нам удалось её решить. Таких ситуация не должно возникать. Необходимо отметить, что часть проблемы обеспечения медицинскими услугами в следственных изоляторах связана с тем, что врачи их оказывающие, получают крайне низкую заработную плату. С московской и всеми иными доплатами, медики получают не более 35 тысяч рублей. А без доплаты на 10 тысяч меньше».

Проблемы оказания медицинских услуг заключённым волнуют и Председателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы Вадима Горшенина.

«Как врачу-стоматологу, работающему на половину ставки, прожить на зарплату 7,5 тысяч рублей? – задался справедливым вопросом глава столичной ОНК. – Результатом такого отношения является и профессиональный уровень врачей, и их морально-психологическое состояние, и качество услуг, которые они оказывают».

Аппарат Уполномоченного по правам человека уже подготовил и направил профильным ведомствам запрос и предложения об обеспечении медиков, работающих в системе исполнения наказаний, достойной заработной платой.

Вадим Горшенин так же заявил о необходимости разобраться с законом «Об обязательном медицинском страховании» в части его исполнения в отношении временно задержанных лиц. Все граждане в нашей стране являются участниками этого договора.

«Абсолютно непонятно почему граждане, содержащиеся в изоляторах, не получают те же самые услуги ОМС, что и остальные граждане страны!», – особо отметил Вадим Горшенин.

Глава московского УФСИН Сергей Мороз заявил, что решение медицинских проблем является приоритетом работы ведомства. Подписанный летом 2017 года Президентом России закон о телемедицине, по словам Сергея Мороза, позволит ФСИН создать с РАН совместный проект, который качественно улучшит оказание медпомощи.

Из проблем, которые так же остро стоят перед московской системой исполнения наказаний, Сергей Мороз, в первую очередь, выделил переполненность изоляторов. В январе 2016 года они были переполнены на 30%, в январе 2017 года на 22%, в сентябре 2017 года на 17%. Несмотря на положительную динамику снижения числа содержащихся под стражей, более активное использование мер пресечения не связанных с арестом (залог, домашний арест), в настоящее время в изоляторах Москвы находится почти на 2 тыс. человек больше, чем положено: лимит – 8600 человек, находится под стражей 10550 человек. Проблема будет решена с введением в строй двух новых следственных изоляторов.

По словам члена Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрея Бабушкина, ФСИН России принимает в настоящее время масштабные меры по обеспечению прав заключённых.

«В 2017 году принят новый приказ об организации питания, – отметил Андрей Бабушкин. – Улучшена система обращений посылок и передач, начата подготовка начальников отрядов исправительных учреждений не из числа юристов, а из числа психологов. Благодаря совместным усилиям снизилось тюремное население – сегодня оно составляет 614 тысяч человек».

Впрочем, Андрей Бабушкин сделал и ряд важных замечаний в адрес работы системы исполнения наказания. Так, резко снизилось число правозащитников, входящих в Общественные наблюдательные комиссии, выросло переполнение изоляторов в некоторых крупных городах, часто освободившиеся заключённые не могут получить «на себя» свои медицинские документы.

«Для решения существующих проблем и предотвращения новых, необходимо максимально широко привлекать правозащитников к работе территориальных Общественных советов при УФСИН и территориальных ОНК, – считает Андрей Бабушкин. – Необходимо пересмотреть технические условия изготовления матрасов, подушек и т.п. для мест содержания и лишения свободы. Нормативы исходят даже не из 20-го, а из 19-го века. Места содержания необходимо оборудовать современными «хомосканерами», которые без долгих и порой конфликтных досмотров показывают, есть ли у человека оружие, наркотики и т.п.».

Уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева напомнила всем, что важны не только условия пребывания в местах заключения, но и ресоциализация граждан, вышедших на свободу. Если люди будут чувствовать, что не отвергнуты обществом, то и процент рецидивов значительно снизится. А сегодня он в России, по словам экспертов, крайне высокий – более 30%.

Юрий Голов, ФПП