Тотальная проверка школьников на наркотики



Массовое тестирование школьников на наркотики в Москве может начаться уже в конце нынешнего учебного года – в ходе плановой диспансеризации детей. Об этом «Известиям» рассказал руководитель аппарата антинаркотической комиссии департамента региональной безопасности Владимир Попенков. Московские власти рассчитывают на то, что федеральный законопроект «О профилактике немедицинского потребления наркотических средств», на днях внесенный в Госдуму правительством, позволит им ввести обязательное тестирование. Правда, по словам экспертов, в нынешней редакции документа говорится только о добровольных анализах.

– Мы готовимся к внедрению фронтального исследования. Надеемся, что в этом учебном году процесс начнется, нас сдерживает только отсутствие федеральной нормативной базы, – сказал Попенков. – Если в законе будет прописана обязательность, мы сможем проводить такие тесты. На сегодняшний день любой родитель может написать заявление и отказаться от них.

По словам Попенкова, речь идет об обследовании в ходе проведения ежегодной диспансеризации.

– Если мы позиционируем наркоманию как заболевание, значит, в ходе диспансеризации оно должно быть выявлено, как все другие заболевания, – подчеркнул он.

Исследование будет проводиться лабораторным методом – у школьников станут брать анализ крови. Он дает стопроцентный результат, говорит Попенков, ссылаясь на позицию департамента здравоохранения и городской наркологической службы. Чиновник добавил, что исследования будут проводиться строго на условиях анонимности, никто не будет знать о результате, кроме семьи.

– Информация также нужна медикам, чтобы помочь человеку, у которого оказалась положительная реакция, – сказал он.

К слову, пилотный проект по добровольному тестированию на наркотики в нескольких школах Москвы должен был стартовать осенью этого года, но не был начат. Власти решили не терять из-за него целый год, а начать исследования сразу во всех образовательных учреждениях, чтобы получить полную картину.

Будет ли Москва выделять дополнительные средства на тестирование школьников, пока неизвестно. По подсчетам Минобрнауки, тестирование одного ученика в год обойдется в 174,1 рубля, общая стоимость проекта – 2,6 млрд рублей в год для всей страны. Это федеральные средства в рамках образовательных программ.

К слову, в федеральном законопроекте пока ни о каких обязательных тестах не говорится, правда, документ еще даже не был принят в первом чтении и ко второму туда могут внести поправки. В нынешней редакции проект предполагает социально-психологическое тестирование и профилактические медицинские осмотры. Для прохождения процедур требуется письменное согласие родителей, если детям нет 15 лет. Подростки старше 15 лет должны согласиться на тестирование сами. Полномочия по организации проверок школьников правительство передает субъектам Федерации.

Мосгордума уже готовит в связи с этим поправки в городские законы, чтобы установить «правовые основания» для проведения тестов. Согласно разработанным поправкам в ст. 17 городского закона «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ», Москва будет предлагать всем школьникам пройти исследование на наркотики. Однако «принцип добровольности обязательно сохраняется», заявила зампред комиссии по здравоохранению Мосгордумы Инна Святенко.

Московские власти при всем желании не смогут сделать проверку тотальной, убежден сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Демидов.

– Любой родитель подаст в суд и выиграет, – говорит Демидов. – Если тестирование будет проводиться без согласия родителей школьников, случится грандиозный скандал.

По словам директора школы № 259 Алексея Железняка, закон о защите персональных данных охраняет в том числе информацию о здоровье. При любом медицинском обследовании человек должен дать согласие на проведение процедуры. Даже обычную диспансеризацию школьников нельзя заставить пройти, если они не хотят. Кроме того, нельзя обязать всех детей проверять здоровье одновременно. Школьники могут пройти диспансеризацию в индивидуальном порядке.

Елизавета Шевченко, "Известия"