- 12.03.2013
Условные садисты
Могочинский районный суд Забайкальского края вчера огласил приговор четырем полицейским, которых обвиняли в пытках несовершеннолетних в местном отделении полиции. Всех подсудимых признали виновными, однако приговорили к условным срокам. Чрезмерно мягким наказание посчитали и правозащитники, и прокуратура, которая намерена обжаловать приговор.
Четверых полицейских обвиняли в пытках семи подростков, которых стражи порядка вынуждали сознаться в преступлениях. Все подсудимые признали свою вину и заключили сделку со следствием, договорившись о рассмотрении дела в особом порядке. По решению суда все сотрудники полиции получили условные сроки, несмотря на то что гособвинитель настаивал на реальном наказании для обвиняемых. Заместитель начальника полиции отдела «Могочинский» Александр Никитин и помощник оперативного дежурного Мурад Закуев были приговорены к 3 годам, помощник оперативного дежурного Александр Бородин – к 5 годам, старший оперуполномоченный Алексей Никитин – к 4 годам. Представители прокуратуры Забайкальского края уже заявили, что наказание в отношении сотрудников полиции считают слишком мягким и намерены обжаловать его.
Как рассказал «НИ» юрист Роман Сукачев, представлявший в судах интересы двух потерпевших, официально потерпевшими по этому делу признаны семь подростков, самому младшему из которых 14 лет. По версии следствия, осужденные полицейские пытали молодых людей различными способами, стремясь выбить признание в преступлениях, которых подростки не совершали. В следственном управлении Следственного комитета России пояснили «НИ», что во время издевательств могочинские полицейские использовали резиновые палки, наручники и противогазы.
Как рассказал «НИ» один из потерпевших, Андрей Пегов, в феврале 2009 года его вместе с несколькими знакомыми задержали сотрудники милиции и доставили в местное отделение. По словам Пегова, стражи правопорядка заставляли его сознаться в неизвестном ему преступлении, а после отказа принялись за пытки. Милиционеры надевали на молодого человека противогаз, а затем зажимали шланг, чтобы тот начинал задыхаться. Также они засовывали ему в ухо длинную металлическую спицу и пытались отравить токсичными парами ацетона. Не добившись от Пегова признания, сотрудники милиции отпустили его. «Я пытался подать заявление в прокуратуру, но там следователь сказал прямым текстом, что данное дело расследовать не будет, и предлагал забыть этот инцидент», – рассказал потерпевший.
Выгораживать себя сотрудники полиции продолжали даже тогда, когда дело получило широкую огласку в обществе, утверждает Роман Сукачев. По его словам, после того, как в апреле прошлого года в отношении полицейских было возбуждено уголовное дело по статье 286.3 УК РФ «Превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия и специальных средств», УМВД Забайкальского края стало активно противодействовать следствию. Также полицейские начали оказывать давление на потерпевших, запугивая их и угрожая. Одного из потерпевших, 19-летнего Павла Лоншакова, похитили сразу после начала следствия. От парня потребовали дать показания, что он оговорил полицейских. Молодого человека освободили только после вмешательства правозащитников из Забайкальского правозащитного центра.
Правозащитники уверены, что сотрудникам полиции на позицию потерпевших все же удалось повлиять. «Только один из них, проживающий сейчас в Чите, просил суд лишить обвиняемых свободы. Остальные потерпевшие оставили этот вопрос «на усмотрение суда», либо соглашались с условной мерой наказания», – говорит Роман Сукачев.
Правозащитники провели общественное расследование этих преступлений и обнаружили «круговую поруку» полицейских, следователей, адвокатов и судмедэкспертов, рассказал «НИ» директор Забайкальского правозащитного центра Виталий Черкасов. По его словам, «полицейские чинили в районе откровенный произвол, создавая видимость противостояния преступности с помощью фальсификации уголовных дел, а надзорные органы укрывали эти деяния, так как сами были заинтересованы в положительной динамике».
Столь мягкий приговор полицейским мог быть вынесен по двум причинам, поясняет «НИ» председатель координационного совета профсоюза сотрудников полиции города Москвы Михаил Пашкин: либо суду была предоставлена слабая доказательная база, либо сотрудники полиции состоят в тесном коррупционном сговоре с прокуратурой и представителями суда: «Чем больше доказательств смогли предоставить суду потерпевшие, тем больший шанс, что это дело получит продолжение».
ВЕРОНИКА КОГАН, ДАРЬЯ АЛЕКСЕЕВА, Новые Известия