Узники могут спать спокойно



За заключенными помимо надзирателей будут присматривать общественные организации
Госдума приняла вчера в третьем чтении закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания». Теперь в каждом регионе России появятся общественные наблюдательные комиссии, которые будут оказывать материальную и гуманитарную помощь людям, оказавшимся за решеткой, обучать их и проводить социальную реабилитацию. Это один из первых шагов по либерализации системы наказаний, который должен косвенно посодействовать и сокращению численности заключенных.

Кроме того, Госдума в ближайшее время займется усовершенствованием законодательства в части введения альтернативных мер наказания. Уже в июле она приступит к рассмотрению поправок в Уголовный кодекс о введении ограничения свободы, то есть домашнего ареста как одной из новых мер наказания. А пока число россиян, находящихся в местах лишения свободы, продолжает расти.

Сразу после вступления закона в силу Общественная палата (ОП) начнет принимать заявления от общественных организаций, из представителей которых и будут сформированы наблюдательные комиссии. В них войдут представители объединений, занимающихся защитой прав заключенных, которые официально существуют более пяти лет. В зависимости от числа колоний в регионе по решению совета ОП в комиссию войдут 5-20 наблюдателей.

Несмотря на всю либеральность закона "Об общественном контроле", после первого чтения в его текст попали ограничения, связанные с приостановлением полномочий членов наблюдательных комиссий. Их могут, к примеру, на время лишить статуса наблюдателя, если сотрудники правоохранительных органов подвергнут их административному задержанию более чем на три часа или если их привлекут в качестве подозреваемого или обвиняемого до момента прекращения уголовного преследования. Однако председатель общественного совета при ФСИН, член ОП Мария Каннабих и начальник НИИ Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Вячеслав Селиверстов заявили корреспонденту «Газеты», что за любым случаем употребления этой нормы будет установлен контроль Общественной палаты. «Учитывая, что полномочия членов наблюдательных комиссий будут распространяться не только на места лишения свободы, но и на органы внутренних дел, специализированные интернаты и изоляторы временного содержания, вряд ли им кто-то сможет помешать, – сказал Селиверстов. – К тому же за ними стоит авторитет Общественной палаты». Сообщение о факте ареста членов наблюдательных советов, по их словам, будут попадать на стол к секретарю ОП, и он будет разбираться с каждым случаем отдельно.

Каннабих признала, что закон еще далек от совершенства и многие детали придется уточнять. «Сейчас осталось еще много проблем, например, есть регионы, где вообще нет общественных организаций, занимающихся заключенными», – отметила она.

Особое внимание наблюдатели уделят, по словам Каннабих, колониям для несовершеннолетних. Для сокращения числа заключенных они будут выявлять детей, у которых истек срок, после которого те вправе просить об условно-досрочном освобождении. Кроме того, в наблюдательные комиссии могут войти члены общественных советов при администрациях колоний, которые уже сформированы в 76 регионах России.

Селиверстов уверен, что введение практики домашнего ареста тоже поможет заметно сократить число заключенных, которое, по последним данным ФСИН, стремительно приближается к 900 тысячам человек. По его оценкам, сразу после введения этой меры осуждены на домашний арест могут быть не менее 40-50 тысяч человек – конечно, если судьи поверят в эффективность такого наказания.

Селиверстов сообщил, что летом по программе взаимодействия с Евросоюзом на базе колоний-поселений начнут опробовать электронные браслеты и другие технические средства контроля и наблюдения за поведением осужденных, но оставленных на воле граждан. Хотя в России ныне беспримерно высок процент осужденных на условный срок заключения – их около 60%, Селиверстов заявил, что лагерное население страны продолжает расти за счет осужденных на короткие сроки, например до двух лет. Мировая практика и научные исследования, по его словам, доказали, что осуждение на короткие сроки не способствует исправлению преступников и в результате приводит к повторным преступлениям.

Селиверстов также сообщил, что в ноябре 2009 года ФСИН проведет всероссийскую перепись заключенных, в рамках которой будут изучаться социально-демографическая и уголовно-правовая специфика осужденных. В начале 2010 года появятся первые итоги этих исследований.

АНАСТАСИЯ НОВИКОВА, Материал опубликован в "Газете" №93 от 22.05.2008г.