В Думу внесен законопроект, расширяющий права надзора при сделке со следствием



alttext



В Госдуму внесли интересный документ. Подготовили его депутаты из Комитета по конституционному законодательству во главе с Владимиром Плигиным. Законопроект расширяет рамки сделки со следствием.

Как считают авторы документа, соглашение со следствием нужно разрешить заключать с обвиняемым за сообщения о любых преступлениях, а не только о тех, что связаны с конкретным делом.

Судя по документу, прокурору будет предложено право при заключении сделки со следствием требовать не только материалы расследуемого дела, но и провести проверку по сообщениям о преступлениях, которые сделали подозреваемые, готовые изобличать любых граждан, совершивших другие преступления.

Если высказанное предложение станет законом, то в статьи 221 и 317 Уголовно-процессуального кодекса внесут поправки. По ним представитель надзорного ведомства сможет выносить постановление, отражающее не только помощь обвиняемого в раскрытии собственного преступления, но и содействие следствию в раскрытии любых других преступлений, не связанных с “его” делом.

А еще законопроект расширит полномочия прокуратуры в случае расторжения сделки со следствием. Это возможно, если гражданин не хочет говорить или нарушает другие условия договора.

Любопытно еще и то, что предложено не выделять из уголовного дела в отдельное материалы на подозреваемого, заключившего сделку со следствием. Именно так происходит сейчас.

В противном случае, уверены авторы документа, могут возникнуть противоречия между доказательствами и итогами суда.

Надо сказать, что до 2009 года в нашем уголовно-процессуальном праве соглашение о признании вины отсутствовало. Был лишь особый порядок принятия судебного решения, предусмотренный главой 40 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

В июне 2009 года в Уголовный кодекс и УПК внесли изменения. Появилось досудебное соглашение о сотрудничестве. При заключении такого соглашения обвинение и защита договариваются об условиях ответственности фигуранта дела.

Суть механизма соглашения проста – обвиняемый или подозреваемый признает вину, дает показания на соучастников, а взамен получает суд в “облегченном” режиме и наказание, которое гораздо меньше того, которое значится в соответствующей статье Уголовного кодекса.

В общем, в обмен на признание обвиняемым своей вины в менее тяжком преступлении прокурор отказывается от тщательного исследования обстоятельств дела и от поддержания обвинения в более тяжком преступлении.

По закону, в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, если есть явка с повинной, человек действительно помог в расследовании преступлений, то срок или размер назначенного наказания не может превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного УК.

Ничего нового мы не изобрели. Соглашение о признании вины действует во многих странах – Великобритании, Соединенных Штатах, Италии, Франции, Эстонии, Израиле.

Наталья Козлова, Российская газета