- 05.12.2014
В сеть не завлекать
Пленум Верховного суда России принял постановление о судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности личности. Документ фактически приравнивает совращение в Сети малолетних к реальному разврату. Еще один важный вывод – ложное обещание жениться, как поясняется в постановлении, не должно приводить мужчину на скамью подсудимых.
Сегодня странички в социальных сетях дети начинают заводить чуть ли не с первого класса. Если не с детсада. Этим стали пользоваться и педофилы. До поры до времени Интернет оставался безопасным пространством для развратника: правоохранители, как правило, отказывались возбуждать дела по виртуальным похождениям педофилов, ссылаясь на то, что для уголовной статьи разврат должен быть реальным.
Правда, затем практика стала меняться. Уже есть примеры, когда педофилов осуждали именно за виртуальный разврат. А теперь все вопросы вообще должны быть сняты. Пленум Верховного суда России четко разъяснил, что “развратными могут признаваться и такие действия, при которых непосредственный физический контакт с телом потерпевшего лица отсутствовал, включая действия, совершенные с использованием сети Интернет, иных информационно-телекоммуникационных сетей”.
Еще один резонансный момент документа касается мужских обещаний. Какие бы золотые горы ни обещал лжец-соблазнитель, он под уголовную статью не попадет. Конечно, обманывать женщин нехорошо, но и дама не должна быть слишком доверчивой.
Когда постановление еще только обсуждалось, в кулуарах пленума журналисты сразу же вспомнили поговорку “обещать, не значит жениться”. Под таким заголовком новость и разлетелась по сети.
Правда, по словам правоведов, подобный подход далеко не новость, такая практика существовала и в советские времена, не менялась она и потом. Но, пожалуй, впервые Верховный суд так откровенно разъяснил в своем официальном документе, что лживое обещание жениться никакое не преступление.
Конечно, мужчинам это не повод распускать руки, когда не просят. А для женщин постановление пусть будет лишним предупреждением, что с мужским племенем надо быть все-таки осторожной.
Согласно постановлению, понуждением к сексу будет считаться лишь откровенное давление на женщину: шантаж, угрозы и т.п. Если начальник вынуждает свою подчиненную лечь с ним в постель, это будет настоящим преступлением, ведь он, по сути, будет использовать свою власть над ней. При этом даже если начальник не успел добиться своего, а только пригрозил и потянул в койку, это уже подсудное дело. Так что не надо ждать, пока босс удовлетворит свою похоть, надо сразу бежать в прокуратуру.
“Понуждение к действиям сексуального характера считается оконченным с момента выражения в любой форме соответствующего требования независимо от наличия согласия или отказа потерпевшего лица совершить такие действия либо их реального осуществления”, говорится в документе. Иными словами, как только начальник стал хмурить брови и делать прозрачные намеки, это уже повод для серьезного разбирательства.
Важная рекомендация пленума: суды должны стараться деликатно подходить к подобным делам. Нельзя позволять участникам процесса грубость и нетактичность. Никогда нельзя, но в подобных процессах особенно. Не стоит вдаваться в лишние детали, не имеющие отношения к делу. Конечно, суд обязан досконально во всем разобраться, но ведь есть разумная грань, за которую заходить нельзя. “Рекомендовать судам, учитывая специфику дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, при их рассмотрении устранять вопросы, не имеющие отношения к делу, своевременно пресекать нетактичное поведение участников судебного разбирательства”, – сказано в постановлении. А в судебных решениях по возможности рекомендовано избегать излишней детализации способов совершения преступлений, “соблюдая при этом общие требования уголовно-процессуального закона”. Проще говоря, ненужной “клубнички” в приговоре быть не должно. Это строгий документ.
Владислав Куликов, Российская газета