- 15.11.2016
Валентина Матвиенко: “Закон с детским адресом”
Валентина Матвиенко, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Действительно благополучная та страна, в которой хорошо детям. И хотя в последние годы в хозяйстве, финансах, социальной сфере, на международной арене нам приходится непросто, защита детства, поддержка и развитие детей не являются статьями, на которых государство намерено экономить.
Какими вырастут наши дети сегодня, такой будет Россия завтра – формула, верная на все времена. Поэтому в рамках возможностей в сферу материнства и детства государство направляет ресурсы по максимуму.
Это в полной мере относится и к поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В первую очередь детей-сирот. В нашей стране они не предоставлены сами себе. Большинство из них живет, учится, находясь в детских домах. Было бы, мягко говоря, преувеличением утверждать, что здесь все благополучно. Но несправедливо и не замечать, что реализация этого направления Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы привела к тому, что условия жизни, психологическая и нравственная атмосфера в детских домах стали ощутимо лучше. В них работает все больше людей, которые по-настоящему любят детей, трудятся не только и не столько за зарплату, которая весьма скромная, сколько по велению души. По сути, это подвижничество во имя человека.
Заметно набирает силу движение волонтеров – людей, которые свои физические силы, душевное тепло, внимание отдают тем, кто во всем этом особенно нуждается. В нашей стране сейчас нет региона, достаточно крупного города, в котором бы не было благотворительных фондов, центров, других общественных организаций, помогающих детям-сиротам, детям с ограниченными возможностями. Своей работой волонтеры закрывают те “бреши”, которые по тем или иным причинам оказались вне поля зрения государства. Накопленный опыт убеждает, что в иных случаях добровольцы, благотворительные организации, другие структуры гражданского общества действуют в этой сфере более оперативно, гибко, результативно, чем государство. Главное – не мешать им, не чинить препятствий, а при возможности и помогать.
Полагаю, работники детских домов, школ-интернатов, благотворительные организации, волонтеры заслуживают большего внимания со стороны государства и общества, чем получают его сейчас. Неслучайно президент Владимир Путин в послании Федеральному Собранию в декабре 2015 года подчеркнул, что в вопросах помощи инвалидам, поддержки семей и детей, нужно больше доверять гражданскому обществу, некоммерческим организациям. Совет Федерации, Координационный совет при президенте РФ по реализации Национальной стратегии в интересах детей такие шаги поддерживают.
Повторю, труд работников детских домов, школ-интернатов, общественных организаций, заботящихся о детях, – труд необходимый и благородный. И все же жизнь убеждает, что для ребенка-сироты лучше, чтобы он обрел семью. Потому что только семья даст ему в полной мере душевное тепло, материнскую любовь, отцовскую заботу. Вот почему приоритетом государственной политики поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стало формирование в обществе нравственной атмосферы, побуждающей людей брать в семью осиротевших детей, создание материальных стимулов.
Эта работа дает зримые результаты – существенно сокращается число детей-сирот. На мой взгляд, есть все основания говорить о происходящем в нашем обществе повороте к добру, милосердию, материальной и моральной поддержке тех маленьких граждан, которые в этом нуждаются.
Но это не должно нас убаюкивать. Социальная политика тем и отличается, что в ней за большими цифрами стоят конкретные живые люди со своими проблемами, нуждами. Таких людей может быть несколько, может быть это даже всего один человек, но мы не имеем права оставлять его наедине со своей бедой. Социальное государство – а Россия относится к их числу, – потому и называется социальным, что одна из его важнейших функций заключается в защите человека, оказании ему помощи перед лицом невзгод, возникших не по его вине. Не говорю уже о нашей, исконно русской отзывчивости, которую столь ярко и глубоко выразил Федор Достоевский в ряде своих произведений. И особенно в “Братьях Карамазовых”, когда один из них, Иван, заявляет, что в мире нет и не может быть ничего, что стоило бы слезинки хотя бы одного ребенка. Всем этим определяется большая ответственность и важная роль в нашей стране института уполномоченных по правам ребенка. Совет Федерации поддерживает деятельность его структур как на федеральном, так и на региональном уровне.
Я еще раз задумалась обо всем этом, получив очередное, далеко не первое обращение граждан, в котором ставился вопрос о законодательном закреплении права на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца за детьми, родители которых неизвестны. То есть за теми, кого издавна называли “подкидышами”.
Это вопрос, который имеет довольно длительную историю. Он рассматривался на одном из заседаний президиума Государственного совета РФ. Выступая на том заседании, я обратила внимание главы государства на то, что дети-сироты, родители которых неизвестны, не имеют права ни на алименты, ни на пенсии на том основании, что юридически никогда не имели хотя бы одного из родителей. Что ставит их в ущемленное положение в сравнении с другими детьми-сиротами при выходе из сиротских или окончании образовательных учреждений. Фактически маленький человек брошен на произвол судьбы. Мною был предложен возможный вариант решения проблемы – предоставление этой категории детей-сирот права на социальную пенсию по случаю потери кормильца. По итогам президент России дал поручение правительству РФ подготовить предложения по совершенствованию законодательства в части финансовой поддержки детей, у которых оба родителя неизвестны. Данный вопрос неоднократно обсуждался и на заседаниях Координационного совета при президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Обращения граждан, представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не оставляют сомнений в том, что указанная несправедливость должна быть исправлена, затягивать с этим и далее значило бы ставить под угрозу сам авторитет государства, сеять сомнения в приверженности власти принципу социальной справедливости. Мною в сотрудничестве с коллегами по палате был подготовлен и направлен в Госдуму законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон “О государственном пенсионном обеспечении в РФ”. Законопроектом предлагается включить детей, родители которых неизвестны, в перечень лиц, имеющих право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца. Тем самым приравняв права этих детей в вопросах пенсионного обеспечения к правам других детей, потерявших обоих родителей или единственного кормильца.
Надо сказать, что и сейчас судебные органы при рассмотрении дел о назначении пенсий “подкидышам” обычно выносят решения в их пользу. Суды исходят из того, что ребенок, потерявший одного или обоих родителей, имеет право на получение пенсии по потере кормильца независимо от того, каким образом он потерял их. Главное – ребенок остался без попечения родителей. Это довод в пользу того, что подготовленный законопроект не только отвечает принципу социальной справедливости, но и органично вписывается в систему федерального законодательства.
Закон коснется порядка 880 человек. Это значит, что денег на этот вид социального обеспечения потребуется не так много – около 112 миллионов рублей в год. Тогда как Пенсионный фонд имеет годовой бюджет почти 7,5 триллиона рублей. Учитывая особую незащищенность этой группы, а также приоритеты государственной социальной политики, считаю возможным найти необходимые средства. Как я уже сказала, страна в своем развитии проходит сложный этап. Тем более важно, чтобы ресурсы, направляемые на решение социальных задач, доходили до тех, кто действительно нуждается в помощи, а не размазывались тонким слоем, когда одним эта помощь в принципе не нужна, а другие получают ее в недостаточном объеме. Законопроект, о котором идет речь, свободен от названного недостатка и имеет четкий социальный адрес. Это залог того, что закон оправдает связанные с ним ожидания.
Российская газета – Столичный выпуск №7126 (258)