- 06.11.2012
Влияние социального насилия на формирование жизненных ценностей молодежи
Состояние аномии, в котором продолжает пребывать российское общество, особенно рельефно проявляется в ценностных ориентациях молодых поколений.
Насилие всегда являлось неотъемлемым элементом общественных отношений на протяжении всей истории человечества. Рождение гуманистических начал в процессе развития цивилизации позволило лишь осмыслить и определить насилие как общественный феномен, однако, не дало надежды на то, что в будущем оно исчезнет из общественной жизни. Именно поэтому существенной задачей социума является минимизация уровня насилия.
Социализация личности в российских условиях является сложным и противоречивым процессом. Уже на ранних ее этапах молодые члены общества подвергаются так называемому структурному или «невидимому» насилию – без структурного насилия невозможно существование ни одного иерархиезированного сообщества. Наличие государственных структур однозначно предполагает подчинение одних индивидов и групп другим.
Однако, если наличие принуждения в системе иерархии может быть признано необходимым в целях разумной организации общества и даже представлено как общественный договор, то принципы конкуренции и проявления силы как жизненные ценности явились результатом распространения идеологии преобладающего общественного строя.
Краеугольным камнем техногенной цивилизации является право собственности на материальные блага. На стимулирование их бесконечного потребления направляются огромные средства – в основном через информационное пространство. Молодому поколению внушается, что обладание привилегиями и материальными благами – это и есть синоним жизненного успеха. Установка на достижение успеха любой ценой при ограниченности имеющихся ресурсов и неравенстве возможностей порождает у существенной части молодежи (аутсайдеров) чувство неудовлетворенности. Возрастная неустойчивость и несформированность психики может направить это состояние неудовлетворенности инстинктивным путем агрессии, «назад, к варварству», выливаясь в открытое, явное насилие. Таким образом, структурное и явное насилие взаимосвязаны. Явное насилие в среде молодежи осуществляется в физических и психических формах, воплощающихся в индивидуальных и коллективных действиях.
Накопление неудовлетворенности существующим положением ведет к росту социальной напряженности в молодежной среде. Чувство неудовлетворенности закономерно трансформируется в необходимость поиска образа врага, его персонификации, способов «восстановления справедливости», переходу внутриличностных конфликтов в межличностные и межгрупповые. Информационный вал насилия в средствах массовой информации подсказывает легко внушаемой молодежи пути решения своих проблем – примени силу, прояви свою мужественность, – и ты завоюешь мир.
Пропаганда культа силы в СМИ усиливается объективными причинами социальной напряженности в молодежной среде: общей социально-экономической напряженностью в стране, резким имущественным расслоением, коррупцией властей, криминализацией социальной среды, безработицей, низким уровнем жизни, неэффективным воспитанием в семье и системе образования, ростом алкоголизма и наркомании, отсутствием общественных организаций, способных помочь молодым людям реализовать потребность в самоидентификации и пр.
Согласно социологическим опросам молодых респондентов, конфликтогенными факторами, определяющими социальную напряженность, являются: в социально-экономической сфере – рост цен, снижение жизненного уровня, плохие условия труда, неудовлетворенность оплатой труда и безработица; в социально-политической сфере – терроризм, рост криминальных явлений, снижение духовно-нравственной культуры.
При этом, как правило, снижение духовно-нравственных ценностей как причину напряженности в обществе молодые люди ставят на последнее место по значимости, а в качестве приоритетных направлений государственной молодежной политики они видят в основном улучшение материальных условий их жизни и досуга.
Состояние аномии, в котором продолжает пребывать российское общество, особенно рельефно проявляется в ценностных ориентациях молодых поколений. Ценностной вакуум в духовно-нравственной сфере заполняется установками на преимущественное решение материальных проблем, вопросов карьерного роста, быта и т. д. К примеру, среди требований к будущему спутнику жизни при вступлении в брак современные молодые люди на первое место выдвигают хозяйственность, а на последнее место ставят любовь. Социологические опросы показывают коренные изменения в приоритетах жизненных ценностей молодежи: раньше на первом месте среди мотивов вступления в брак было стремление проявить заботу и любовь к близкому человеку, а также потребность во взаимопонимании, психологической поддержке, защите.
В свое время инициаторы либеральных реформ предполагали, что общество выйдет из состояния, когда все были одинаково бедны, и обретет благополучие путем установления социального порядка, основанного на индивидуализме. Однако, ориентация на самостоятельный выбор жизненного пути и личную самореализацию требуют больших усилий. Социальное и психологическое напряжение, неопределенность, с которыми сталкиваются молодые люди, усиливаются стрессовым фактором, детерминированным неэффективностью и ненадежностью социальных институтов.
По причине ослабления централизации власти оказались разрушенными многие вертикальные и горизонтальные связи, ослаблен контроль над социальным порядком в стране. Усиливающаяся атомизация российского общества входит в противоречие с повышенной потребностью в социальных связях у молодых его членов. Поиск таких связей находит свое специфическое выражение. Дестабилизация демократических политических институтов сопровождается экспансией преступности, характеризующейся организованностью, своими военизированными структурами, определенной, основанной на насилии, субкультурой. Криминализация социальной среды – один из факторов роста агрессивности и насилия среди молодежи.
Организованная преступность качественно нового уровня, выросшая и проникшая во все слои общества коррупция непосредственно связаны с лидерством в экономике, политике, идеологии, с влиянием на молодежь, формированием у нее своеобразных жизненных ценностей. Насилие становится моделью поведения, жизненной стратегией.
Выявлением причин широкой распространенности агрессии и насилия среди молодежи занимались и занимаются ученые разных стран. Особенно эта проблема болезненна в странах западной цивилизации. Ученые-медики изучают случаи патологических отклонений личности и способы оказания медицинской помощи больным. Психологи разрабатывают методы психокоррекции личности в случаях ее сложной адаптации к жизненным условиям в целях снижения уровня агрессивности.
Представители общественных наук пытаются найти истоки насилия в социальных условиях, определяющих процесс социализации личности и формирующих основные модели жизнедеятельности.
Одной из причин роста агрессивности в молодежной среде является проблема свободного времени. Решение этой проблемы государство с легкостью уступило многочисленным игорным и пивным заведениям. На месте исчезнувшей вместе с социалистическим строем заформализованной комсомольской организации до сих пор не появилось достаточно жизнеспособной структуры, которая могла бы увлечь молодые умы и души чем-то вроде «национальной идеи».
Тотальным средством заполнения досуга является телевидение, но телевизионные программы перенасыщены ток-шоу «без комплексов», сериалами, новостями о катастрофах и ЧП, боевиками и детективами. Такой информационно-развлекательный крен главного средства «промывки мозгов» самым определенным образом ориентирует молодежь в выборе жизненных ценностей и моделей поведения.
Либеральные реформы нанесли непоправимый ущерб некогда прекрасной системе образования россиян. «Сеять вечное, доброе, светлое» в скором времени будет практически некому: нищенское существование педагогических работников вызвало отток квалифицированных кадров, как из школы, так и из высших учебных заведений. Такое положение позволило общественности и ученым говорить о «низком образовательном уровне», способствующем росту агрессивности и насилия в обществе.
Но понятие уровня является количественной характеристикой явления. Статистические же данные говорят об увеличении числа лиц с высшим и средне профессиональным образованием. Появление высших учебных заведений, предоставляющих свои услуги на коммерческой основе, существенно способствовало этому процессу.
В качестве одной из причин роста агрессивности в молодежной среде корректнее было бы назвать не низкий образовательный уровень, а низкое качество образования, как базового, школьного, так и высшего. Низкий профессионализм молодых специалистов в сочетании с объективными трудностями при трудоустройстве без «нужных» связей или финансовых средств рождают повышенную социальную напряженность, одновременно снижая или устраняя моральные запреты и барьеры.
Особое место в процессе формирования жизненных ценностей и моделей поведения молодежи занимает семья. Семья – один из самых стабильных социальных институтов, но структурные изменения основ российского общества болезненно отразились и на нем. Повышение агрессивности окружающей социальной среды потребовало повышенной защитной реакции, обеспечить которую могла бы семья. Но общий кризис коснулся и семейных отношений. Насилие, все больше выступающее как своеобразная ценность и жизненная стратегия, изменило роль семьи в жизнедеятельности общества.
В семье происходит первичная социализация личности, здесь формируются основные представления ребенка о мире. Кризис в стране коснулся практически каждой семьи – с падением уровня жизни выросли беспокойство за будущее, неуверенность, напряженность. В результате неурядиц, бытовой неустроенности во многих семьях повысился уровень эмоциональной нестабильности, агрессивности – дети с раннего детства становятся свидетелями и участниками ссор, скандалов, неприязненных отношений, побоев и других проявлений насилия.
Именно в семьях с низким уровнем материального достатка и общего уровня культуры, где члены семьи предпочитают решать внутрисемейные конфликты агрессивным путем, чаще всего вырастают несовершеннолетние преступники. Правонарушения, связанные с насилием, направленным на членов семьи, как правило, носят латентный характер и становятся известны правоохранительным органам только в тяжких случаях, повлекших утрату жизни или здоровья. Хронические насильственные конфликты в семье деформируют личность подростка, придают ей асоциальную направленность. Подвергшиеся насилию в семье, дети рано приобщаются к алкоголю, наркотикам, становятся членами уличных шаек, банд, участниками криминальных действий. Жертвы насилия в семье сами становятся насильниками – происходит процесс воспроизводства жестокости.
Очевидно, что эмоционально окрашенную потребность молодежи в идентичности, ее энергию необходимо направлять на укрепление и воспитание солидарности, единения, социального признания, положительной самооценки. Пока что приходится констатировать, что человеку, особенно молодому, без поддержки государства и общества путь «назад, к варварству» становится гораздо короче и легче, чем вверх, к освоению общечеловеческих, гуманистических вершин.
В сложившейся ситуации необходимо принятие ряда мер по законодательному обеспечению социальной защиты молодежи и семьи, использованию новых форм работы с молодежью в целях сублимации агрессивности в молодежной среде применительно к современным условиям российской действительности.
Светлана Кузина, Евразия