- 14.09.2017
Волна ложных сообщений о минировании городских зданий докатилась до столицы
Накрывшая во вторник крупные российские города волна анонимных звонков о ложном минировании школ, торговых центров, аэропортов и других учреждений поднялась с новой силой. Звонки о бомбах посыпались оперативным службам разных регионов.
Первый “удар”, и это логично, исходя из географического положения, принял на себя опять Дальний Восток. Звонки от неизвестных поднимали по тревоге сотрудников спецслужб в Якутске, Хабаровске, Петропавловске-Камчатском, Благовещенске. Затем сообщения о заложенных бомбах пришли из Сибири, Урала, Поволжья.
Наконец, вчера ко второй половине дня “телефонные террористы” добрались и до столицы. Московские полицейские выехали сразу в несколько крупных торговых центров – “Город” на шоссе Энтузиастов, “Метрополис” на Ленинградском шоссе, “Афимолл Сити” и в “Капитолий”.
Аноним также сообщил о заложенных взрывных устройствах на Казанском и Киевском вокзалах столицы. Спецслужбы пока не дают комментариев, публично докладывая только после проведения проверочных мероприятий о том, что угрозы не подтвердились.
Вчера информагентства со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщили, что анонимные звонки были сделаны с использованием IP-телефонии (через Интернет, а не телефонные сети). И компьютерный след вроде как ведет на Украину, именно там расположены ip-адреса компьютеров или мобильных устройств, с которых ведутся массированные звонки.
Анонимы действуют по одинаковой схеме: бомбы чаще всего “закладывают” в мэриях, крупных торговых центрах, автовокзалах, школах…
– Школу N7, где учится моя дочь, “заминировали” сегодня во второй половине дня, – рассказала жительница Петропавловска-Камчатского Дарья Кожемяка. – Подъехали сотрудники МЧС, пожарные, “скорая”. Работали кинологи. Всех детей эвакуировали быстро, но без вещей, их родители забрали уже вечером.
Бомбы также искали в воздушных гаванях Петропавловска-Камчатского, Благовещенска, Якутска. Пока силовики проверяли здание на наличие взрывчатки, пассажиры томились в ожидании. В аэропорту Республики Саха были задержаны семь рейсов, на Камчатке – один.
– Сегодня нас тоже “минировали”, – рассказал “РГ” генеральный директор Благовещенского аэропорта Валерий Шлегель. – Хорошо, что сообщение поступило тогда, когда практически все рейсы были уже обслужены. В аэровокзале оставалось несколько пассажиров рейса Благовещенск – Хабаровск, их перевели в международный терминал, и они прошли предполетный досмотр там.
Рабочий процесс в эти дни пришлось прервать многим.
– В 13.50 все началось, прозвучали сирена и звуковой сигнал о том, что нужно срочно покинуть здание. Открыли все пожарные выходы, приехали машины полиции и пожарные. Народу было много, – рассказал сотрудник пресс-службы хабаровской мэрии Иван Печников.
По данным силовиков, в дальневосточной столице “заминировали” не менее десяти зданий. В течение короткого промежутка времени сообщения об угрозе взрыва поступали на пульт единой диспетчерской службы. Эвакуировали пассажиров железнодорожного вокзала, посетителей ледовой арены “Ерофей” и крупных торговых комплексов города.
Во всех случаях взрывные устройства не обнаружили. Как и следовало ожидать, в народе пошли пересуды о том, что это было и кому это нужно.
– Слухи ходят самые разные, народ, конечно, взбудоражен. Все ищут иностранный след, – выразила мнение большинства Дарья Кожемяка.
Сторонники этой версии упирают на то, что звонки в дальневосточные города начали поступать только во второй половине дня, когда просыпается Европа. Однако сотрудники силовых структур просят не делать преждевременных выводов.
– Как правило, целью таких преступлений является стремление запугать население. Поэтому мы просим граждан спокойно отнестись к происходящему. Чаще всего такие преступления оказываются раскрыты, – прокомментировала пресс-секретарь УФСБ по Хабаровскому краю Ольга Алькина.
Есть еще одна версия.
– Я предполагаю, что спецслужбы решили проверить “террористическую боеготовность” нашего региона. С тем, чтобы удостовериться, насколько местные власти и собственники, например, торговых и развлекательных центров, готовы к отражению всех этих атак, – рассказал “РГ” директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ Александр Сухаренко.
Впрочем, эту версию опровергают как сами силовики, так и эксперты. В МЧС “Российской газете” рассказали, что если проводятся масштабные учения, об этом через СМИ обязательно уведомляется население. Если же школа или какой-то другой конкретный объект, – то его руководство.
“Спецслужбы такими вещами не занимаются. Если бы что-то по их части было, в любом случае было бы серьезное оповещение, как это происходит перед учениями или при приближении стихийных бедствий”, – заверил “РГ” президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора “Альфа” Сергей Гончаров.
По мнению ветерана-альфовца, за этими атаками могут стоять боевики ИГИЛ (“Исламское государство” – международная террористическая организация, запрещенная в РФ. -Прим. “РГ”), которые просто поменяли тактику. “Сначала давили людей на машинах, теперь решили давить на людей психологически, чтобы вызвать у населения страх и посеять везде панику”, – отметил эксперт.
Что же касается слабого реагирования спецслужб в части оповещения населения, то, по словам Гончарова, силовики просто еще не решили, как надо себя вести в подобных ситуациях. “Уверен, сейчас спецслужбы тоже эту ситуацию просчитывают. Не исключаю, что в ближайшее время будет официальное заявление спецслужб, которое расставит все акценты в складывающейся ситуации вокруг этой волны анонимных звонков”, – отметил Сергей Гончаров.
Волна ложных сообщений о минировании прошлась вчера и по Восточной Сибири – телефонные террористы добавили работы спецслужбам Иркутска, Улан-Удэ и Читы. И если раньше объектами внимания “минеров” были главным образом торговые центры и школы, то в этих регионах на улицу пришлось выйти еще и работникам и посетителям районного суда и пенсионного фонда, а в Иркутске – регионального правительства, мэрии, железнодорожного вокзала, в Улан-Удэ и Чите – аэропорта.
Крупнейшие торговые центры и учебные заведения само собой оказались в списке. А также детские сады и техникумы.
Каждый звонок проверялся, на место выезжали пожарные, “скорая”, кинологическая служба, выставляли оцепление. Ни одно из сообщений не подтвердилось, звонившие пока не найдены. Возможно, поэтому паники в городах не наблюдается: скорее досада, ведь неизвестные телефонные террористы поломали планы на день тысяч людей. Сотрудники магазинов и ведомств на час с лишним выпали из рабочего процесса. Родителям пришлось отпрашиваться с работы и мчаться в школы и садики забирать детей.
Анонимные звонки о минировании поставили вчера на ноги и сотрудников правоохранительных органов Саратова. Были эвакуированы учащиеся ряда учебных заведений, а также сотрудники городской администрации и городской Думы. Как сообщили в правоохранительных органах, помещения осмотрели, информация о якобы заложенных взрывных устройствах не подтвердилась.
В пресс-службе УФСБ по региону сообщили, что анонимные звонки были сделаны с использованием IP-телефонии, правоохранители проводят мероприятия, необходимые для обеспечения безопасности и установления лиц, причастных к таким сообщениям.
– Ситуацию можно сравнить с аналогичными событиями в 2011 году. Тогда также для передачи ложных сообщений с угрозами терактов использовалась интернет-связь, причем такие сообщения передавались с украинских серверов, – напомнил наш источник в правоохранительных органах.
Право
Наказание за телефонный терроризм предусмотрено в статье 207 УК “Заведомо ложное сообщение об акте терроризма”. Максимальное наказание – до 5 лет, в том случае, если сообщение повлекло тяжкие последствия. За просто ложное сообщение о возможном теракте грозит срок до 3 лет. Время от времени появляются предложения усилить наказание за телефонный терроризм, но пока побеждает точка зрения, что действующих санкций достаточно.
Каждый год по данной статье осуждаются несколько сотен человек. При современной технике вычислить обычного телефонного террориста достаточно просто. Но если злоумышленник использует специальную аппаратуру, здесь все становится сложнее. Тем более если сообщение будет передаваться с помощью робота.
Анна Бондаренко, Юлия Гарднер, Екатерина Дементьева, Инесса Доценко, Андрей Куликов, Иван Петров, Александр Ярошенко, Российская газета